На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Майорова О.И.
Введение в детский психоанализ

Основной целью курса является ознакомление студентов с "азами" теории и практики детского психоанализа для формирования платформы, на которой в последующем будет прорабатываться собственно детский психоанализ. В курсе раскрываются особенности и отличие детского психоанализа от анализа взрослых, а также обосновывается актуальность направления детского психоанализа для изучения решающей роли детского опыта для становления взрослой личности. Несмотря на свой вводный характер, предлагаемый курс тем не менее отличается большой теоретической насыщенностью, широтой предлагаемых для ознакомления тем.

Тема 1. Как возможен детский психоанализ?

Что означает анализировать ребенка? Иллюстрация способов психотерапевтической работы с детьми. Трансформация отношений как психотерапевтический способ. Анализ невербальных проявлений. Создание эффективных условий для предотвращения задержек развития.

Тема 2. Детство и личность

Детство как ключ для понимания взрослого. Фундаментальное значение детства для психического развития. Значение детства для нормального и аномального развития личности. Значение детства для становления ядра структуры личности. Детство как стадия развития и период жизни человека.

Тема 3. Особый мир детства

Уникальность и своеобразие детской душевной (психической) жизни. Качественное своеобразие детства. Ребенок как не маленький взрослый. Критика теорий и идей редуцирующих детскую личность к взрослой. Многообразие детского опыта. Значение идей Фрейда, Пиаже, Выготского, Политцера, Кляйн, Винникота и др. для понимания уникальности детства. Символическое детство человечества. Филогенетический аспект психического развития. Филогенез Эдипова комплекса. Архаическая организация психики.

Тема 4. Детство и семья

Ребенок как член семьи. Трансформация места ребенка в структуре семейных отношений. Объектные отношения и их развитие. Родительско-детские, детско-родительские отношения и их типология. Значение двойственных семейных и тройственных семейных отношений в развитии ребенка. Доэдиповские и эдиповские отношения. Влияние прародительской семьи. Роль сепарации и аффиляции ребенка для развития личности. Психическая депривация в детском возрасте. Внешние и внутренние условия депривации. Последствия депривации. Феномен госпитализации. Семья как источник психической травмы. Стиль семейного воспитания. Влияние родительских отношений и отношений окружения на формирование характера ребенка. Необходимые условия для развития и воспитания детей.

Тема 5. Детство с точки зрения детского психоанализа

Особенности развития психического внутреннего мира ребенка. Характеристика возрастных этапов формирования психики. Этиологические факторы развития ребенка: ситуативные проблемы, проблемы в семейных отношениях, когнитивные и поведенческие проблемы, эмоциональные нарушения, нарушения развития и личностные расстройства, биологические отклонения. Психосексуальное развитие, развитие объектных отношений, развитие Я. Нарцистическое развитие личности.

Тема 6. Особенности психической деятельности новорожденного и младенца

Основные состояния, регулирующие психическую деятельность младенца: состояние покоя, умиротворения и телесное беспокойство. Взаимодействие младенца с его окружением. Инфантильная форма восприятия мира. Процесс дифференциация себя и окружения.

Тема 7. История развития детского психоанализа

Работа З.Фрейда "Анализ фобии 5-летнего мальчика". Игровые методы работы с детьми у М.Кляйн. Игровая терапия Д.Леви. Терапия построения отношений О.Ранка, Д.Тарта, Ф.Аллена. Недирективная групповая терапия Экслайна. Подход к детскому психоанализу А.Фрейд. Институт детского психоанализа А.Фрейд. Современные теории детского психоанализа. Разработка отечественных подходов в области детского психоанализа. Психотрансформативный подход.

Тема 8. Норма и патология детского развития

Диагностика и оценка детских нарушений. Типы и этапы детской социальной дезадаптации. Мотивы отклоняющегося поведения. Роль соматических заболеваний в психической жизни детей.

Тема 9. Методы и подходы детского психоанализа

Детский психоанализ как особое направление психоаналитической терапии. Основные этапы, проблемы, ограничения и особенности аналитической работы с детьми. Основные формы психоанализа с детьми: индивидуальная, семейная, групповая. Ключевые ориентиры в детском психоанализе: работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением. Проблема активного вмешательства психоаналитика во взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Психоаналитическое воспитание.

Литература

  1. Фрейд З. Анализ фобии 5-летнего мальчика.
  2. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т.1,2. М.,1999.
  3. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теория развития. М., 1998.
  4. Психоанализ в развитии. Сборник статей. М., 1998.
  5. Дальто Ф. На стороне ребенка.
  6. Винникот Д. Маленькие дети и их матери. М., 1998.
  7. Крайг Г. Психология развития. М., 2000.

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты