На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Кондратьева А.С.
Психология компетентного общения и основы конфликтологии

Цель курса - сформировать у слушателей системные представления о психологических закономерностях общения для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Курс не предполагает обязательного наличия базовых психологических знаний у слушателей, поэтому в нем представлены необходимые сведения из ряда фундаментальных отраслей психологии (общей, дифференциальной, социальной психологии и психологии личности), а также большого числа прикладных отраслей. Курс сориентирован на прикладные знания при твердом минимуме академических представлений.

Курс построен таким образом, что все его разделы пронизаны системными связями. В результате освоения курса у слушателей формируется целостная и надежная основа для психологически компетентной работы с людьми.

Занятие 1. Знакомство - 4 часа

Вводная лекция: основные характеристики способа проведения занятий и потенциальные источники повышения эффективности обучения в группе. Процедура знакомства внутри группы - самоподача по образцу (инициация процесса группообразования, а также выявление сфер интересов слушателей, релевантных курсу).

Занятие 2. Профессиональная позиция психолога - 4 часа

Отличие психологической позиции от этической и юридической позиции. Основные профессиональные требования к позиции психолога и психологические средства, обеспечивающие их реализацию. Психологические технологии и этический фундамент профессиональной деятельности. Субъект-субъектный и субъект-объектный подходы к человеку. Психологический суверенитет личности. Искусство общения и искусство самообладания. Понятие эгоцентризма. Альтруизм, эгоизм и эгоцентризм. Эгоцентрические и социоцентрические эталоны оценивания. Социально-типичные ситуации, провоцирующие эгоцентризм. Эгоцентризм и этноцентризм. Несовместимость эгоцентризма с профессиональной позицией психолога.

Занятие 3. Управление процессом общения - 4 часа

Основные факторы, определяющие характер и результативность общения. Детерминанты первого впечатления. Коммуникативные задачи. Три основные группы средств реализации коммуникативных задач: вербальные и паравербальные, невербальные, ситуативные. Социальная обусловленность речи и слова "маркеры". Коннотативный аспект значения слова и "работа на коннотатах". Контент-анализ сообщения. Паравербальные средства: темп, ритм, интонация, характер пауз в речи, вздохи, усмешки, частота использования вводных слов и т.д. Невербальные средства: мимика, жесты, поза. Управление общением с опорой на две основные функции контакта глаз. Феномен "преодоления массы тела" и его эффекты. Ситуативные средства: пространственно-временные и смысловые параметры общения. Проксемика. Психологический контекст общения: реальные и фантомные системы отношений. Манипулятивные схемы общения. Стадии развития психологического контакта.

Занятие 4. Психоэнергетическая регуляция общения - 4 часа

Психоэнергитичский потенциал деловой личности. Функциональное состояние как системная реакция. Уровневое описание функционального состояния. Активация как психофизиологическая основа функционального состояния. Континуум состояний "сон - перевозбуждение". Значение различных фаз сна для оптимизации деятельности в бодрствовании. Зависимость успешности деятельности от степени активации (Закон Йеркса-Додсона и его прикладные следствия). Эктсра- и интровертивные типы биологического базиса и проявления их специфики в действии закона Йеркса-Додсона, а также закономерностей научения (М. Айзенк). Результативность и эффективность деятельности. Основные факторы динамики работоспособности. Состояния утомления и психического пресыщения.

Психологический стресс и его фазы (тревога-мобилизация, сопротивление-адаптация, истощение-дистресс). Наиболее вредоносные факторы психологического стресса: физические (ненормально громкий звук и утрата равновесия) и психологические (умственное перенапряжение, рухнувшие надежды, бесцельное существование и неопределенность). Субъективная подверженность стрессу.

Саморегуляция функциональных состояний (АТ по Шульцу, смех, музыка, идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция сюжетных картин, мета-позиция, перенос акцента деятельности с результата на процесс и др.). Психологические спецсредства совладания со стрессом (активная просоциальная внутренняя позиция, эротические эмоции, социальная поддержка, парадоксальное средство смены знака отношения к стрессору и др.). Использование состояния релаксации и фазы деятельности "торжество победы" для интенсификации восстановления психоэнергетического потенциала и "самонастройки" на программы предстоящей деятельности.

Занятие 5. Мотивационная регуляция профессиональной деятельности - 4 часа

Потребности человека, виды потребностей. Модель фрустрации-агрессии. Потребности и мотивы поведения. Мотив, мотивация, мотивировка. Побудительные и смыслообразующие мотивы. Временная характеристика мотивации, ситуативная и перспективная зоны реализации мотива. Эффективная область действия побуждения. Зависимость иерархической структуры мотивационной сферы от места человека в социальной структуре и его прежнего опыта. Модель мотивации, построенная на основе иерархической классификации групп потребностей А. Маслоу. Личностные особенности, соответствующие высшим уровням потребностей. Прикладные следствия модели А. Маслоу.

Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи (МакКлелланд, Аткинсон, ХекХаузен). Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга. Процессуальная теория мотивации В. Врума. Комплексная модель мотивации Л. Портера Э. Лоулера (объединение теории справделивости с теорией ожиданий). Основные мотивационные факторы трудовой деятельности. Условия эффективности различных форм стимуляции труда.

Занятие 6. Интегральная регуляция поведения - 4 часа

Три уровня саморегуляции человека (организм, социальный индивид, личность) и три типа интегральных образований (темперамент, характер, личность). Современный подход к проблемам темперамента.

Характер как совокупность схем поведения, сформировавшихся как средства адаптации в значимых отношениях власти и зависимости. Основные параметры стиля родительского поведения, способствующие психологическому здоровью детей (психическое и психологическое здоровье). Патогенные стили родительского поведения (эмоциональное отвержение, гипопротекция, гиперпротекция и др.). Акцентуации характера. Патология характера (основные критерии психопатии по Ганнушкину).

Личность. Я-концепция, ее структура и основные функции. Виды Я-образов. Самоотношение и самооценка. Уровень притязаний, психологический последствия адекватной и неадекватной динамики уровня притязаний. Множественная природа личности и внутриличностное взаимодействие (Р. Ассаджиоли). Возможности личностной самокоррекции характера.

Занятие 7. Жизненный путь личности - 4 часа

Варианты периодизации развития личности (древнекитайская периодизация; стадии жизни по Пифагору; периодизация Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта; этапы морального развития по Л. Колбергу; этапы развития личности Э. Эриксона. Основные понятия (сензитивный период, зона ближайшего развития и др.) и феноменология возрастной психологии. Нравственный смысл концепции Э. Эриксона и ее прикладные следствия.

Занятие 8. Психологические теории личности: часть 1 - 4 часа

Гуманистическая теория личности Э. Фромма (позитивная свобода и механизмы бегства от свободы, экзистенциальные потребности человека, социальные типы характера). Теория оперантного научения Ф. Скиннера (различные режимы подкрепления) и основные области ее применения. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры (саморегуляция и познание в поведении, научение через моделирование, самоэффективность), теория социального научения Д. Роттера (Ожидание и ценность подкрепления, интернальный и экстернальный локус контроля).

Занятие 9. Психологические теории личности: часть 2 - 4 часа

Когнитивная теория личности Д. Келли (личностные конструкты - детерминанты социальных отношений). Прикладные следствия теории Д. Келли. Символически-интеракционистские теории личности Д. Мида, М. Куна, Г. Блумера (ролевые теории и символически опосредованное поведение). Феноменологическая теория личности К. Роджерса (система координат субъективного мира и психологическая реальность, развитие Я-концепции, переживание угрозы и процесс защиты, полноценно функционирующий человек). Использование теории К. Роджерса в психотерапевтической практике.

Занятие 10. Эмоции и психологическая защита личности - 4 часа

Основные виды эмоций (К. Изард). Страх и его основные формы (Ф. Риман). Психоэволюционная теория эмоций - средств адаптации Р. Плутчика. Трехмерная модель психологической защиты Р. Плутчика. Основные виды психологических защит и механизмы их функционирования. Связь психологических защит с основными формами социального поведения, типичными групповыми ролями. Характер как специфическая конфигурация используемых личностью психологических защит Я-концепции. Психологическая защита и нозологические формы.

Информационно-психологическая безопасность личности и общества. Системная природа проблемы безопасности. Основные политические, социально-экономические и духовные факторы информациионно-психологической безопасности. Негативные информационные воздействия и их основные последствия. СМИ как источник негативных воздействий. Манипулятивные технологии: основные приемы и уловки манипуляторов. Критерии информационно-психологической безопасности личности и основные направления ее укрепления.

Занятие 11. Групповая динамика и управление группой - 4 часа

Личность и группа. Понятия социальный статус и социальная роль. Социальная стратификация и мобильность, основные каналы социальной мобильности (П. Сорокин). Социометрический статус. Традиция научной и практической психологической работы с группами (три основных направления работы: научное исследование групповой динамики, психотерапевтическое групповое движение и использование групповой психологии в деловой сфере).

Основные виды групп (реальные и условные, референтные и группы членства, большие и малые, и т.д.). Становление группы как психологической общности. Основные мотивы вступления в группу и социально-психологические детерминанты группообразования. Феноменология малой группы (групповая фасилитация, диффузия ответственности, сдвиг к риску при принятии решения, конформизм и др.). Основные факторы эффективности работы группы (размер, состав, групповые нормы, сплоченность, целевые и поддерживающие роли и т.д.). Межгрупповые отношения: ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация (М. Шериф, А. Тэшфел).

Управление группой. Руководство: власть и личное влияние. Психологические основания различных форм власти (экспертная, эталонная, традиционная власть и др.). Основные способы осуществления влияния. Сферы власти подчиненных над руководителями. Лидерство, его основные классические стили (анархический, демократический, авторитарный). Основные механизмы функционирования анархии, демократии, и автократии. Теория лидерства Д. МакГрегора. Модель лидерства Р. Лайкерта. Управленческая схема Р. Блейка и Д. Мутон. Ситуативная модель лидерства Ф. Фидлера. Адаптивное руководство.

Занятие 12. Основы конфликтологии - 4 часа

Понятие конфликта. Конфликт как индикатор возможного развития. Конфликт как средство управления. Анатомия конфликта. Основные рабочие категории конфликтологии. Деловой и эмоциональный конфликты. Основные причины возникновения деловых и основные источники эмоциональных конфликтов. Три системы, в рамках которых возникают конфликты (организационно-технологическая, экономическая, микросоциальная). Понятие продуктивной и непродуктивной конкуренции. Типы конфликтов (ролевой, личности и роли, внутриличностный, межличностный, личности и группы, межгрупповой).

Динамика конфликта. Фазы развития конфликта. Основные направления развития конфликта (уход, торг, борьба). Основные факторы, определяющие направление развития конфликта. Структурные методы разрешения конфликта (система вознаграждений, комплексные цели, координация, уточнение требований к работе). Основные личностные стили поведения в конфликте (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы). Модель У. Томаса и Ф. Килмена. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта. "Техника безопасности" поведения в конфликте. Основные правила конструктивного подхода и рекомендуемая этапность разрешения конфликтов.

Занятие 13. Активные методы групповой работы - 4 часа

Общая характеристика методов. Групповая дискуссия как базовый метод для других активных форм работы с группой. Основные правила проведения групповой дискуссии. Основные требования к ведущему групповой дискуссии и характеристика позитивного стиля работы ведущего. Деструктивные модели поведения ведущего. Позитивные и негативные модели поведения участников групповой дискуссии. Метод фокус-групп - метод качественного исследования с активным использованием групповой динамики. Сюжетно-ролевые и спонтанно-ролевые игры. Имитационные игры. Деловые игры. Особенности проведения и основные сферы применения.

Рекомендуемая литература

  1. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. Пер. со швед. - М.: Дело, 1996. - 352
  2. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. Пер. с нем. - М.: ЭКОМ, 1992. - 240 с.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. - 702 с.
  4. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез",1997. - 144 с.
  5. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Пер. с англ. - Дубна: Феникс, 1997. - 176 с. ( Ред.-сост. К.Ковальски и Дж.Кенджеми ).
  6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997. - 336.
  7. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997. - 256 с.
  8. Дмитриев А.В., Запрудский Ю.Г., Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 200 с.
  9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск.: Наука, 1989. - 190 с.
  10. Скотт Д.Г. Конфликты. Пер. с англ. - Киев: Внешторгиздат, 1991. - 192 с.
  11. Ликсон Ч. Конфликт. Пер.с англ. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 160 с.
  12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
  2. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. - М.: ИПЧ "Изд. Магистр", 1997. - 56 с.
  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Че Ро Изд. МГУ, 1997. - 344 с.
  4. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. - Ростов на Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
  5. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
  6. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 381 с.
  7. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.:Магистр, 1998 - 272 с.
  8. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека . - М.: Изд. МГУ, 1984. - 200 с.
  9. Линдеманн Х., Селье Г. Неизвестные силы в нас. Система психофизического саморегулирования. (Х. Линдеманн), пер. с нем. Когда стресс не приносит горя. (Г. Селье), пер.с англ. - М.: РЭНАР, 1992. - 160 с.

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты