На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Кабаченко Т.С.
Организационная психология и психология управления

Курс "Организационная психология" предназначен для слушателей, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, а также психологического консультирования в сфере управления персоналом. Особенностью настоящего курса является его преимущественная ориентация на лиц, имеющих определенный запас общепсихологических знаний и представлений, но недостаточно знакомых с теорией управления. В связи с этим специально не обсуждаются общепсихологические аспекты таких феноменов как потребности, мотивация, функциональные состояния, деятельность, стиль деятельности и т.д., в то время как определенная часть курса посвящена рассмотрению основных понятий и положений, связанных с феноменом организации (управления, управленческих функций, методов управления).

Основная цель курса - формирование у слушателей системных представлений о психологических закономерностях функционирования организации, раскрытие специфики использования психологического знания при исследовании организаций, формирование у слушателей навыков анализа психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности персонала организации.

Тема 1. Введение. Основные понятия. Практическая значимость использования психологического знания в управлении

Рассматриваются вопросы, касающиеся предмета организационной психологии и ее места как в структуре наук об управлении, так и в структуре психологического знания. Обсуждаются современные представления об организации и управлении; особое внимание уделяется системному строению организации. Рассматриваются феномен статусов и ролей в организации, ролевых ожиданий, субъективных ориентаций персонала в отношениии систем ожиданий и требований на примере связи индивидуальных стилей управленческой деятельности с особенностями ориентации руководителей в отношений подсистем организации. Дается обзор методов исследования различных подсистем организации.

Тема 2. Психологические аспекты изучения и коррекции подсистем организации

Рассматриваются психологические проблемы, обусловленные особенностями формальной организации, в том числе, спецификой линейного, функционального, штабного и матричного соподчинения в организации. Особое внимание уделяется психологическим особенностям деятельности руководителей и исполнителей при линейной, функциональной, штабной формах соподчинения, психологическим аспектам оптимизации оргструктур предприятия, психологическим ососбенностям делегирования полномочий в формальной организации. Обсуждается феномен ролевой неопределенности: - особенности проявления, предпосылки возникновения, пути устранения, а также, методы выявления и пути профилактики ролевой неопределенности в организации. Значительное внимание в лекции уделяется целям и методам исследования формальной организации.

Тема 3. Психологические аспекты изучения и коррекции подсистем организации (продолжение)

Рассматриваются психологические проблемы, обусловленные особенностями технологической подсистемы организации, в том числе, связанные с особенностями разделения труда, содержанием труда, спецификой рабочих мест. Обсуждаются особенности внеформальной и неформальной подструктур организации. Основное внимание уделяется целям и методам иследования технологической, неформальной и внеформальной подструктур организации.

Тема 4. Практическое занятие" Особенности психологического консультирования по вопросам оптимизации оргструктур предприятия."

Занятие планируется проводить в виде имитационной игры на материале исследования конкретного малого предприятия.

Тема 5. Возможности использования психологических методов управления и методов психологического воздействия в целях оптимизации функционирования организации

Рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей функции регулирования, феномена эквифинальности, обсуждается проблема "лучшего пути" в регулировании; рассматриваются психологические методы управления в структуре методов регулирования; дается классификация социальных и психологических методов управления; обсуждается соотношение этих методов с психологическим воздействием. Особое внимание уделяется анализу возможностей использования психологического воздействия в целях оптимизации деятельности организации.


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты