На главную страницу

Психология и Интернет

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Психологическое исследование мотивации пользователей интернета

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. (МГУ им. М.В.Ломоносова)

Применение компьютерных сетей ведет к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное (исполнительское) звено деятельности, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности. Одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции.

В ходе идущих с 1992 г. психологических исследований осуществлен анализ мотивации русскоязычных пользователей Интернета. В качестве основных исследовательских вопросов были рассмотрены следующие:

Какие мотивы побуждают деятельность пользователей Интернета?

Каковы реальные формы реализации мотивов в деятельности пользователя Интернета?

Как изменяется мотивация пользователей по мере развития Интернета в нашей стране?

Опросы проводились путем рассылки опросников посредством компьютерных сетей, Участие в опросах было добровольным. В 1992 г. было получено 170 ответов, в 1993 г. - 305 ответов, в 1994 г. - 489, в 1995 г. - 435 , в 1996 г, - 680, в 1997 г. - 590, в 1998 - 950 ответов на опросник.

В результате исследования показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов:

  • деловая мотивация
  • познавательная мотивация
  • мотивация сотрудничества
  • мотивация самореализации
  • рекреационная и игровая мотивация
  • аффилиативная мотивация
  • мотивация самоутверждения
  • коммуникативная мотивация

Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг общения, социальное самовыражение и так далее.

В исследовании выделены основные сферы проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета. Это содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность;

осознанное представление пользователей о собственных мотивах. Выделение сфер мотивационного воздействия позволяет совершенствовать методику исследования мотивации путем обращения к наиболее значимым аспектам мотивационного воздействия на деятельность пользователя.

Полученные результаты говорят о полимотивации деятельности пользователей Интернета. Этот факт подтверждает правомерность понимания Интернета как новой, специфической и мотивационно богатой сферы деятельности человека. Интернет в своем развитии Прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, познания и игры (развлечения), реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции

Работа выполнена при поддержке РФФИ.

2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. 
(Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 245-246.

Секция "Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде"
Ведущий - Войскунский А.Е.


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты