Психологические особенности нравственного развития православных детей младшего школьного возраста

Авдулова Т. П.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Цель исследования состояла в изучении психологических особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в православной традиции. Актуальность исследования определяется значительным оживлением религиозных настроений в нашем обществе, поиском новых путей формирования нравственности.

Для реализации цели исследования сравнивались дети: воспитывающиеся в православной традиции и дети в условиях нерелигиозного воспитания. Основные задачи исследования:

  • сравнительное исследование особенностей развития морального сознания (моральных суждений и ценностей);
  • изучение особенностей морального поведения в ситуации выполнения нормы справедливого распределения, уделяя особое внимание исследованию функциональной роли самооценки в регуляции морального поведения детей;
  • изучение особенностей эмоционального восприятия нравственных ценностей.

В исследовании использовалась следующие методики: тематические рисунки, неоконченные рассказы, тест Розенцвейга, методика изучения ценностных ориентации; исследование самооценки, методика исследования морального поведения С.Г.Якобсон.

В ходе анализа особенностей развития моральных ценностей, представлений, суждений мы установили, что у православных детей моральные ценности носят более обобщенный характер с преобладанием гуманистической, общечеловеческой ориентации. При исследовании моральных суждений детей мы получили неоднородные результаты, обнаружившие дифференцированное отношение обследованных детей к различным по содержанию моральным нормам. Выступили факты дифференцированного отношения православных детей к нормам послушания и справедливости. Общими закономерностями развития детей этого возраста является гетерохронность усвоения моральных норм и опережающее усвоение нравственных норм на уровне морального сознания по сравнению с моральным поведением.

Результаты исследования поведенческого компонента нравственного развития позволяют нам сделать вывод о более высоком уровне развития реального морального поведения православных детей в ситуации распределения игрушек Особенно интересным представляется то, что сравнительный качественный анализ поведения православной традиции обнаруживает значительное преобладание православных детей в группе испытуемых, реализующих при распределении игрушек альтруистический способ деления.

Ценностные ориентации православных детей отличаются от ценностных ориентации школьников преобладанием ценностей общения и межличностных взаимоотношений. Для ценностных ориентации школьников характерна направленность на познавательные и утилитарно-прагматические ценности.