Диагностика личностных изменений в процессе групповой психотерапии

Алексеева А. В.

Украинский государственный педагогический университет им. М.П.Драгомонова

Целью исследования было изучение влияния групповой психотерапии на личностные характеристики участников группы. Диагностическая методика по строена на исследовании "Я-концепции" клиента до и после психотерапевтического тренинга, который длился 36 часов ("Марафон"). В исследовании использовалась методика "Личностный семантический дифференциал". Методика исследования состоит в заполнении анкеты (оценка каждого качества количественными показателями) перед началом тренинга и после него. Каждый раз анкета заполняется дважды: сначала с точки зрения имеющихся качеств, а потом с точки зрения желаемых. Таким образом возникает две "Я-концепции": "Я-реальное" и "Я-идеальное". Это дает возможность путем расчета семантического расстояния между разными "Я-концепциями" исследовать те изменения, которые происходят у личности в результате психотерапии, что в свою очередь позволяет заметить в этих изменениях определенные закономерности. Исследуя изменения семантического расстояния между "Я-реальным" и "Я-идеальным" до и после психотерапии, можно отметить две противоположные тенденции. У 55% участников (первая группа) семантическое расстояние между "Я-реальным" и "Я-идеальным" после психотерапии уменьшается, а у остальных 45% (вторая группа) - увеличивается. Интересным является тот факт, что у клиентов первой группы наблюдается уменьшение семантического расстояния между первоначальным идеалом и "Я-реальным" после психотерапии, то есть ЯР2-ЯИд1 меньше чем ЯР1-ЯИд1. Тогда как клиентам второй группы свойственна целиком противоположная тенденция. Семантическое расстояние между первоначальным идеалом и "Я-реальным" после психотерапии больше, чем до психотерапии, то есть ЯР1-ЯИд1. Таким образом, полученные результаты дают возможность сделать выводы относительно эффективности психотерапевтической работы. Хотя по результатам диагностики у клиентов первой группы отмечается меньшее количество несовпадений между желаемым и имеющимся, что говорит о более позитивном эмоциональном состоянии, чем у клиентов второй группы, психотерапевтический эффект, с нашей точки зрения, был выше во второй группе (но психотерапию нельзя считать на этом завершенной). Это можно объяснить тем, что изменения в их "Я-концепции" негативно коррелировали с "Я-идеальным", выдвинутым до начала психотерапии, то есть психотерапия привела к глубоким изменениям ориентации личности, тогда как у клиентов первой группы результат тренинга проявился через приближение к первоначальной ориентации (идеалу), которая является более субъективной по отношению к конечным результатам психотерапии. Таким образом, на основании полученных фактов можно выдвинуть гипотезу о том, что у клиентов второй группы психотерапия была более результативной, чем у участников первой группы. Дальнейшего исследования требует дифференцированное изучение личностных изменений в результате групповой психотерапии, что может быть осуществлено путем диагностики поведенческих паттернов (ДМО), которые непосредственно коррелируют с теми или иными индивидуально-личностными особенностями участников тренинга.