Социально-психологические параметры совместного решения задач

Власова Е. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Перспективным, на наш взгляд, является выделение собственно совместных форм групповой активности (в отличие от любых других видов групповой деятельности). Нами была предпринята попытка экспериментального исследования, в котором специально конструировалась процедура выполнения совместной работы, задавались условия, делающие невозможным индивидуальное решение задачи кем-либо из участников. Объектом исследования служили группы из 4 человек (3 ученика подросткового возраста и учитель, работающий у них в классе).

В качестве переменных, используемых при анализе работы группы были использованы следующие характеристики взаимодействия: продолжительность фазы ориентировки в задаче, процесс выдвижения гипотез, характер и особенности процесса коммуникации, стратегии взаимодействия, позиции участников. С помощью специальной процедуры все группы делились на эффективные и неэффективные.

В результате проведенного анализа совместного решения задач было обнаружено, что эффективность работы группы во многом зависит от способы построения группового взаимодействия, реального включения в него всех участников, выработки общего языка (стратегий и способов коммуникации), средств, используемых для налаживания взаимодействия, принимаемой участниками позиции.

Для эффективных групп характерен более длительный этап ориентировки, выработки групповой стратегии своей деятельности. Существенные различия наблюдаются и в процессе выдвижения гипотез и дальнейшей работы с ними. Для неэффективных групп, характерно выдвижение большого количества гипотез относительно способа выполнения поставленной задачи, однако практически все они остаются без проверки. Отличительной особенностью эффективных групп является последовательное выдвижение небольшого числа гипотез, их проверки, анализ полученного результата и соотнесение этого результата с соответственной гипотезой.

Немаловажное значение играла позиция, которую занимал взрослый в процессе совместной деятельности. Экспериментально заданная ситуация взаимодействия провоцировала его либо на воспроизведение стандартных для школы ролевых функций, либо на выработку новых, более адекватных поставленной задаче способов работы с группой, от позиции взрослого зависела и система внутригрупповых коммуникаций (централизованная, децентрализованная), которая в свою очередь является одним из условий достижения согласованных и успешных действий в группе. При этом для характера взаимодействия особое значение имеет как направление, так и содержание речевых сообщений, которыми обмениваются партнеры при выполнении группового задания.

Таким образом в процессе совместного решения задач группа может быть эффективной только в том случае, если в ней складывается подлинно совместный характер взаимодействия, для возникновения которого особую роль играет коммуникация как средство выполнения поставленной перед группой задачи.