Образ ученика как основа восприятия учителями учащихся

Гаганова Н. В.

Бурятский государственный университет

Эффективность педагогической деятельности зависит от качества педагогического общения, которое, в свою очередь, определяется многими факторами.

Одним из важнейших, на наш взгляд, является особенность восприятия и понимания учителем ученика.

В нашей работе мы сделали попытку изучения образов ученика у учителя и влияние их на последующее взаимодействие с реальными школьниками.

Исследование происходило в несколько этапов. В начале нами бьша разработана теоретическая модель образа ученика, включающая в все макрохарактеристики человека как носителя психики. Модель состояла из четырех основных блоков, описывающих школьника в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности (в нашем исследовании "субъект" понимается как носитель сознания).

На втором этапе учителю предлагалось уточнить данную модель относительно различных групп учащихся: "отличников", "неуспевающих", "любимчиков" и т.п.

Далее нами был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов.

Исследованный материал позволяет сделать следующие выводы:

  1. У учителя существуют образы ученика, в которых все психические качества ребенка занимают свое место по значимости. Для каждой группы учащихся учитель строит свою модель.
  2. Наиболее значимыми для учителя являются особенности познавательной и волевой сферы ученика, а так же структура способностей и характера ребенка, т.е. те качества, которые имеют первостепенное значение для сложившейся в современной школе целей, задач и методов обучения.
  3. В зависимости от группы, к которой может быть отнесен ученик, в образе ученика присутствуют качества преимущественно одной модальности. Так например, описывая образ "отличника" учителя используют только положительные характеристики, описывая "двоечника" - только отрицательные характеристики. Группа "ученики, которых большинство" характеризуются в основном положительно, хотя в их описании можно встретить и негативные качества. Этот факт говорит о том, что у учителей существуют как стереотипы в восприятии которых ученик может быть "записан" в ту или иную группу.
  4. При моделировании ученика все качества, описывающие индивидуальные особенности, мировосприятие, направленность, личный опыт и продуктивность ребенка уходят на второй план. Это скорее всего связано с традицией современной школы, которая хотя и декларирует индивидуальный подход к обучении, работает в основном "поточным" методом, ориентируясь, чаще всего, на среднего ученика.