Образ группы при вариативном обучении

Иванова Н. В.

Курский государственный педагогический университет

В настоящее время осознание насущной необходимости коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов. Наибольшее распространение имеют инновации, связанные с уровневой дифференциацией детей: выделение "элитарных" детей и учащихся классов "выравнивания", что создает проблемы взаимодействия различных учебных групп.

В рамках одной организации нарушается межгрупповое восприятие, возникают коммуникативные и перцептивные барьеры в общении детей, закрепляются негативные стереотипы восприятия людей как представителей различных статусных групп.

Исследования межгруппового восприятия в различных структурах образования: лицеях, школах, гимназиях, интернатах показало, что в группах высокого статуса нарушается адекватность восприятия групп полярного статуса, образ аутгруппы имеет ярко выраженную негативную оценку.

В группах высокого статуса был выявлен феномен "группового эгоизма", который является одним из феноменов межгрупповой дискриминации и подобен "этноцентризму".

Данный феномен выражается в сверхнегативном отношении к аутгруппе, проявляющемся в трех аспектах: когнитивном, аффективном, поведенческом. В когнитивном аспекте он актуализируется в виде позитивного образа собственной группы и негативного образа аутгруппы на основе подчеркивания преимуществ собственных способностей. На аффективном уровне "групповой эгоизм" выражается в виде положительных эмоций в отношении ингруппы (восхищение, гордость) и отрицательных - в отношении аутгруппы (неприязнь, презрение). На поведенческом уровне, феномен проявляется в форме дискриминации аутгрулпы или изоляции ее при взаимодействии с ней.

Феномен "групповой эгоизм" отражает некоторые социально-психологические особенности группообразования и формирует в свою очередь ряд специфических особенностей, отражаясь, в частности, на состоянии эмоциональной атмосферы и сплоченности групп высокого статуса. В общем, следует отметить, что в организациях, где проводится дифференциация детей по успешности их основной деятельности, возникает ярко выраженная статусная дифференциация, которая усиливается с течением времени.

Как показал опыт лонгитюдного (5-летнего) наблюдения, в данных группах происходит снижение уровня успеваемости, повышается уровень негативных переживаний на фоне завышенной потребности в самореализации, осознания ответственности за свой статус.

В группах низкого статуса происходит процесс постепенного "сужения" общения и взаимодействия до рамок группы, что в свою очередь может привести к ряду негативных процессов в группе, так как потребность социализации личности в коллективе является одной из основных потребностей личности в целом.