Психолингвистическое исследование особенностей строения лексикона человека (на материале русского языка)

Каширская Е. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Данная работа посвящена двум аспектам единой проблемы: строению лексикона человека, его структуре с одной стороны и процессам переработки лексической информации - с другой.

Среди различных описаний лексикона, предложенных отечественными и зарубежными авторами, в настоящее время выделяются модели, созданные в рамках когнитивной психологии, а именно, модели, описывающие лексикон как совокупность сетей: семантической, фонологической и графической, узлами которых являются слова, а близость различных узлов в сети определяется количеством общих признаков (свойств у понятий, общих фонем или графем). Методом исследования, соответствующим данному подходу, является метод измерения времени реакции в условиях автоматической и контролируемой подсказки (priming). Исследуется облегчающие влияние сознательной или неосознаваемой обработки одного стимула - подсказки на ответ на второй стимул - цель.

Метод: в нашем исследовании используется метод автоматической подсказки для изучения структуры лексикона, взаимодействия различных составляющих его сетей через доступ к автоматическим процессам обработки информации и метод контролируемой подсказки для изучения процессов сознательной переработки лексической информации. Испытуемым (студенты, возраст 18-28 лет) предлагалось задание на лексическое решение (lexical decision task), при котором испытуемому надо решить, является ли целевой стимул словом или псевдословом (псевдослова были получены из слов русского языка путем изменения одной буквы).

Полученные результаты свидетельствуют о наличии эффекта семантической подсказки для каждого из условий. В целом же время реакции в условиях автоматической подсказки для каждого из условий (автоматической и контролируемой подсказки). Также обнаружены различия во времени реакции на слова и псевдослова внутри каждого из условий. В целом же время реакции в условиях автоматической подсказки меньше времени реакции в условиях контролируемой. Для условия автоматической подсказки обнаружен так называемый эффект семантической подсказки для псевдослов.

Если первый из обнаруженных нами эффектов (эффект семантической подсказки для слов) не представляет собой неожиданного результата и многократно подтвержден на материале различных языков, то результаты исследования подсказки для псевдослов не могут быть объяснены в рамках существующих теорий и требуют построения новых моделей, учитывающих также и различие автоматического и сознательного уровней переработки лексической информации.