Взаимосвязь тревожности и самостоятельности в познавательной деятельности

Лукасик А. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Сегодня актуально внимание исследователей к такой устойчивой личностной особенности как тревожность. Современная жизнь предъявляет достаточно высокие требования к стрессоустойчивости человека, и такая черта, как тревожность, все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты в детском возрасте.

Тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также и на многие личностные характеристики ребенка. Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня развития познавательной деятельности. Можно предположить, что под влиянием тревожности оказывается такое важное качество личности, как самостоятельность.

Было проведено изучение тревожности у 60 школьников 9-11-летнего возраста, в результате чего определились две экспериментальные группы с различным уровнем тревожности. После чего каждой из групп детей предлагалось запомнить и воспроизвести серии из 10 словосочетаний при разных условиях: Без использования каких-либо средств для запоминания, с использованием данного средства. С использованием разных способов запоминания для разных словосочетании. Таким образом, детям в третьем случае необходимо было осуществить самостоятельный выбор между различными способами.

Результаты эксперимента показали, что в стрессогенной экспериментальной ситуации эффективность воспроизведения у тревожных детей ниже по сравнению с нетревожными, а использование нескольких способов запоминания не помогало тревожным детям, а, скорее, мешало.

Предварительные результаты позволяют отметить наличие влияния тревожности на самостоятельность, особенно в ситуации выбора рационального способа решения задачи.