Диагностика логической классификации у детей

Молчанова Г. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже и многих других показали, что логическая классификация является одной из немногих фундаментальных операций мышления, образующих своего рода "стержень" умственного развития ребенка. Овладение операцией классификации, следовательно, представляет собой весьма значимый, весомый критерий оценки мыслительной деятельности, а анализ ее на ранних этапах онтогенеза представляет не только большой теоретический, но и практический интерес, диктуемый задачей подготовки детей к школьному обучению.

Диагностическая практика накопила значительное число конкретных вариантов методики, направленных на определение уровня развития операции классификации, однако даже их относительно поверхностный анализ показывает, что н них нередко не выделена специфика и сложность предлагаемых задач, отсутствуют четкие возрастные нормативы, а главное методики существенно рознятся между собой как по реальному психологическому содержанию, так и по своей диагностической ценности. В связи с этим нашей задачей стало сравнительное исследование особенностей содержания и диагностических возможностей ряда известных методик на классификацию: задач Ж. Пиаже, классической методики "четвертый лишний", вербальных предметных и некоторых других заданий на классификацию.

Проведенная на сегодняшний день часть исследования позволяет предположить наличие нескольких причин выраженной гетерогенности уровня развития классификации, установленной нами у детей по разным методикам. В значительной мере гетерогенность результатов объясняется насыщенностью методик побочными для (классификации) факторами. Другая причина - в недостаточном различении в ряде методик собственно логических форм классификации от их многообразных эмпирических "двойников".