Проявление агрессии у подростков: особенности психологической структуры

Пантофельман В. И.

Ростовский государственный университет (Ростов-на-Дону)

Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений, поскольку рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу всего общества. Несмотря на повышенный интерес к указанной проблематике, в психологической литературе нет единой точки зрения на механизмы агрессивного поведения, как нет единого определения этого понятия.

На сегодняшний день обозначилась тенденция перехода исследования агрессивности на интегративном уровне, который включал бы ряд взаимосвязанных переменных и факторов в противовес абсолютизации какого-либо из них в отдельности.

Собственную теоретическую позицию мы основываем на концепции агрессии как разновидности, своеобразной стратегии поисковой активности: предложенной В. В. Роттенбергом и В. С. Аршавским.

В течение 1994-1995 гг. в нескольких школах проводилось экспериментальное исследование, направленное на изучение роли психологических факторов разного уровня в этиологии агрессивного поведения. Были исследованы психофизические факторы (функциональная асимметрия полушарий головного мозга и свойства нервной системы), индивидуально типологические особенности (свойства темперамента: активность, эмоциональность, экстраверсия-интроверсия и т.д.), некоторые личностные особенности и особенности самосознания испытуемых.

Результаты обследования экспериментальной группы, включавшей 22 подростка, которые характеризовались преимущественностью агрессивной стратегии поведения, сравнивались с результатами контрольной группы из 61 человека, для которых такая стратегия была несвойственна.

Исследование показало, что отличительными особенностями агрессивных подростков являются: достаточная сила процессов торможения и возбуждения, высокий уровень эргичности, скорости протекания психических процессов, эмоциональной лабильности и эмоциональной чувствительности, низкая фрустрационная толерантность в сочетании со склонностью к открытому агрессивному поведению, негативная установка на социальное взаимодействие и соблюдение общественных норм и правил.

Изучение особенностей функциональной асимметрии головного мозга обнаружило, что направленность и характер агрессивных проявлений определяется сочетанием различных психологических качеств, которые связаны с четкостью дифференцировки латерализации психических функций. В ходе эксперимента было выявлено, что на характер направленности агрессивных проявлений оказывают влияние следующие факторы: эмоциональная лабильность, степень интроверсии-экстраверсии, способность к рефлексии переживаний, степень позитивной установки на социальное взаимодействие, уровень принятия себя и позитивность самооценки как особенности самопознания.

Сочетание этих качеств определяет либо ауто-, либо гегеродеструктивную направленность агрессивных проявлений.

Таким образом, изучение зависимости формирования агрессивной стратегии поведения от биологической основы и характера агрессивных проявлений, от четкости дифференцировки латерализации психических функций дает возможность прогнозирования в сфере формирования агрессивной стратегии поведенияи специфики характера ее проявлений.

Выявленные в исследовании психологические характеристики различных видов агрессивной стратегии поведения создают основу для дальнейшей разработки более тонкой дифференциации типов агрессивного поведения.