Выполнение произвольных серийных движений взрослыми и детьми

Подлепа А. С.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Потребность в изучении произвольных серийных движений возникает в связи с тем, что большая часть действий представляет собой серии более элементарных двигательных навыков. Актуально изучение организации серийных движений от того, какой рукой они выполняются; влияет ли изменение структурной сложности серийного движения на длительность входящих в него движений, зависит ли время выполнения элементарного движения, входящего в серию от того, какое место в этой серии оно занимает.

В первом эксперименте принимали участие 16 неврологически здоровых испытуемых обоих полов от 18 до 54 лет. Испытуемым предлагалось выполнить 14 видов ритмических структур в максимальном темпе. Показано, что длительность движений, составляющих серию, зависит от того, какой рукой они выполняются, от структурной сложности серии, и от того, какое место они занимают в этой серии.

Во втором аналогичном эксперименте принимало участие 11 детей от 6 до 8 лет с трудностями обучения. Оказалось, что в целом для детей характерны те же закономерности,, что и для взрослых. Однако дети характеризуются меньшей скоростью выполнения всех видов движений и большими индивидуальными различиями как в скорости, так и во временной структуре ритмов.

Полученные результаты сопоставляются с индивидуальными нейропсихологическими характеристиками детей с трудностями обучения в рамках теории динамической организации психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).