Специфика подростковой агрессии

Самсонова Н. Г.

Красноярский государственный университет

Исследование построено в рамках возрастной периодизации Л.С.Выготского. С этой позиции начало подросткового возраста рассматривается как кризисный этап развития. Одна из негативных характеристик этого периода - повышенная агрессивность, конфликтность подростков.

Довольно часто между агрессией как специфической формой поведения и агрессивностью как психологическим свойством личности подразумевается причинно-следственная связь. Однако внешние агрессивные действия не всегда говорят об агрессивности человека.

В среде сверстников, которая для подростка является наиболее значимой, конфликтное поведение оказывается нормативным (Первышева Е.В.), а избегание конфликта вызывает негативную реакцию группы.

Опираясь на имеющиеся наблюдения, мы выдвинули гипотезу: частое применение агрессивных тактик поведения подростками, помеченное взрослыми как деструктивное поведение, выступает для самих подростков как активность в целях самоутверждения и самообнаружения. В таком случае, даже при обилии таких форм поведения не должно происходить деструкции самого взаимодействия.

Дополнительной задачей исследования было обнаружение половых различий в конфликтном взаимодействии подростков.

Для проверки гипотезы эксперимент был организован так, чтобы можно отследить характер взаимодействия подростков в конфликтной ситуации, требующей совместной работы. Была выбрана игровая экспериментальная методика В.А.Лефевра в модифицированном варианте, не фиксирующая внимание ребенка на его поведении. В этом эксперименте всякий раз участвует двое испытуемых. Материал методики провоцирует конфликт во взаимодействии при работе над задачей.

Эксперимент был проведен в двух 6-х и двух 7-х классах, трех школ г.Красноярска, из каждого было взято по 9 пар: 3 пары - "мальчик-мальчик", 3 пары "девочка-девочка" и 3 смешанных.

На основе результатов анализа речевых взаимодействий испытуемых (подсчитывалось общее количество реплик и процентное содержание в их числе агрессивно-доминантных реакций) можно сказать, что в конфликтных взаимодействиях подростков большую часть реплик (43-62%) можно отнести к агрессивным высказываниям (с точки зрения взрослой культуры), но к деструктивному результату это не приводит, т.е. подростковая агрессивность в межличностных взаимодействиях чаще выполняет просто демонстративную функцию.

Таким образом, получается, что ребенок не является тотально агрессивным, по крайней мере на старте подросткового возраста. Контекст его поведения не соответствует внутренним установкам.

Обнаружилось также, что девочки в условиях конфликта более ориентированы на отношенческую сторону взаимодействия, чем на решение задачи. Для них важно не поссориться, сохранить отношения, а не добиться лучшего результата. Для девочек агрессивные формы поведения чаще, чем для мальчиков, выступают именно как деструктивные и ведут к нарушению совместных действий и отношений.

Для девочек-подростков, очевидно, агрессивное поведение оказывается вдвойне конфликтным. С одной стороны, возрастная норма поведения, к тому же постоянно демонстрируемая мальчиками, с другой не только не одобряемая взрослыми, но еще и противоречащая культурным стереотипам женского поведения.

Нам видится важным продолжение исследования роли агрессивных форм поведения в становлении мужской и женской ментальности у подростков.