Изучение когнитивной сферы дошкольника, формирующейся при восприятии социальных объектов

Трофимова Е. М.

Московский педагогический государственный университет имени В.И.Ленина

Как известно, изучение когнитивной сферы дошкольника восходит к именам Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, рассматривавших роль знака в онтогенезе ребенка. Современные исследователи делают попытку периодизации символической деятельности в онтогенезе. Так, в зависимости от характера отношений ребенка с окружающей средой Глотова (1990) выделяет три уровня освоения знаковой функции ребенком. Вопрос о влиянии приобретений, сделанных на предыдущих стадиях развития, а также о вариантах регрессии на более ранние стадии не ставился Глотовой. Мы же предполагаем, что усвоенные ранее действия служат основой для более поздних приобретений, случаи же регрессии могут происходить в ситуациях затруднений в классификации объектов ребенком, в результате чего ребенок будет возвращаться к более старым схемам категоризации окружающего мира (что подтверждается экспериментом Биевой, 1991).

Второе направление в изучении когнитивной сферы ребенка относится к исследованиям формирования и развития когнитивных схем в онтогенезе. О неизбежности формирования когнитивных схем говорил еще Сепир (1921), указывая, что только через создание символической описи индивидуального опыта возможно общение. Позднее было доказано, что когнитивная схема выполняет не только структурирующую роль, но и отбирает объекты окружающего мира для последующего восприятия, направляя таким образом исследование (Найссер, 1981).

Существуют две точки зрения по вопросу о том, в чем же состоит суть перцептивного научения (а значит, и развития когнитивных схем). Дж. Э. Гибсон (1955) считал, что данное научение состоит в увеличении тонкости различения сигналов окружающего мира. Более поздние авторы (Грузек, Литтон, 1992; Мюссен, Конжер и др., 1987; Найссер, 1981) косвенно поддерживали данную точку зрения, говоря о развитии от общего к частному как основной линии когнитивного развития ребенка.

Иная позиция представлена взглядами Брунера (1977), который считает, что перцептивное научение состоит в усвоении подлежащих способов кодирования окружающего мира и последующей категоризации с помощью кодирующих систем.

На наш взгляд утверждения Гибсон и Брунера не противоречат друг другу, так как первые рассматривают развитие когнитивной схемы внутри единичного перцептивного цикла, второй же определяет общее направление когнитивного развития ребенка.

Работ, посвященных специфике формирования когнитивных схем при восприятии социальных объектов, чрезвычайно мало. Чаще всего останавливаются на констатации необходимости такого обучения (Трусов, 1930), Леннеберг (1950), Брунер и др.(1951), рассматривая категоризацию неопределенных объектов, выявили принцип, согласно которому неопределенные категории объектов категоризируются труднее и чаще поддаются ассимиляции в сторону ожидаемого значения. Вследствие неопределенности признаков социальных объектов такие смещения будут происходить наиболее часто именно в области социального восприятия, Кроме того, на основе этих данных мы предполагаем, что первыми в онтогенезе будут адекватно категоризироваться отчетливые признаки отчстливьш объектов, затем - неопределенные признаки неопределенных объектов.

Объектом нашего изучения являются имплицитные представления о власти у дошкольников. Учитывая возможность расхождения вербального описания и реального поведения, мы используем метод беседы, метод свободного описания по теме "Каким должен быть самый главный в группе?" (для старших дошкольников) и наблюдение за поведением дошкольников в ситуациях совместной деятельности. Кроме того: как дополнительный метод, дающий возможность изучения представлений школьников о невербальных характеристиках межличностного статуса, мы используем беседу по рисункам, изображающим двух людей с различным невербальным поведением. Введение в рисунки противоречивого невербального поведения позволяет выявить базовые невербальные показатели межличностного статуса.