Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе

Варламова Е. П.

МГУ им. М.В. Ломоносова

В тезисах доклада кратко изложены основные результаты исследования творческой уникальности человека, проведенного в русле рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества (Степанов С.Ю., 1996). Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно творческое своеобразие каждого человека является главным ресурсом развития общества, его истории и культуры.

Проблема уникальности, неповторимости в философии решается в системе категорий единичное, особенное и всеобщее. В психологическом же контексте этот вопрос традиционно рассматривается сквозь призму таких категорий как индивид, личность, индивидуальность. Специфика творческой уникальности проявляется при рассмотрении этих категорий с точки зрения детерминации, которую они выделяют в человеке. Так индивид описывает единичность человека с позиций его природной, биологической детерминации; личность характеризует неповторимость человека, в первую очередь, с точки зрения ее социальной определенности; индивидуальность описывает своеобразие человека, формирующееся в процессе интеграции биологических и социальных факторов. Особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности является субъект. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Научное представление о творческой уникальности находится на стыке категорий индивидуальность и субъект, и представляет собой характеристику индивидуальности человека, формирующуюся в процессе его собственной творческой активности.

Механизм развития творческой уникальности человека сформулирован С.Л.Рубинштейном в принципе творческой самодеятельности (1922), согласно которому в одном и том же процессе творческой активности создается и продукт творчества (творение) и развивается сам человек (творец). Таким образом, в целостной индивидуальности человека можно выделить два аспекта: 1) случайную единичность, которая в основном зависит не от человека; и 2) самодетерминируемую единичность, возникающую в за счет его собственных усилий и творческой активности. Научное представление о творческой уникальности человека выделяет второй аспект его индивидуальности.

Эмпирическое исследование творческой уникальности человека проводилось на основе представлений испытуемых о своем индивидуальном своеобразии и творческой активности. Эти представления выявлялись с помощью разработанного и апробированного в данной работе биографического опросника. В нем испытуемым необходимо выделить ряд событий своей жизни из прошлого, настоящего и предполагаемого будущего и оценить их по следующим параметрам: 1) неповторимость этих событий относительно своей собственной жизни; 2) их экстраординарность, т.е. своеобразие относительно жизни других людей; 3) творческая активность, т.е. преобразующая инициатива, реализуемая человеком в этих событиях. При этом, сфера творческой уникальности человека определялась как процент событий от общего их числа, в которых эти параметры наиболее выражены (что оценивается с помощью самооценочных шкал).

В констатирующем эксперименте было выделено четыре типа жизненных ориентаций, характеризующихся разным соотношением творческой активности и индивидуального своеобразия: 1) творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной неповторимости, когда его преобразующая инициатива приводит к высокому индивидуальному своеобразию событий его жизни; 2) пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования индивидуальности человека, когда его неповторимость в основном зависит не от его собственных усилий; 3) активная типичность отражает стремление человека “быть как все”, когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей; 4) пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественым нормам. В результате сопоставления двух контрастных групп выявлено, что сфера проявления творческой уникальности больше выражена в жизни творчески ориентированных людей (будущие психологи) по сравнению с не творчески ориентированными (будущие секретари).

В формирующем эксперименте для активизации рефлексивно-инновационного процесса был применен принцип рефлексивных контрастов. Он усиливает идею, заложенную в самооценочных шкалах Дембо-Рубинштейн, где испытуемому предлагается оценить исследуемый феномен по противоположным характеристикам, которые заранее выделены экспериментатором. Принцип рефлексивных контрастов предлагает испытуемому самому сформулировать свое представление как о реальном феномене (представления о себе, о своей жизни, о партнерах по общению и др.), так и о его возможных крайних (контрастных) вариантах: максимально положительном и максимально отрицательном. То есть испытуемый сам описывает три варианта феномена (реальный, наилучший и наихудший), сам выделяет их основные критерии (характеристики), по которым затем их оценивает. Этот принцип дает возможность человеку занять максимально активную позицию самопознания, что активизирует процесс осмысления и переосмысления исследуемых феноменов.

В данной случае принцип рефлексивных контрастов был использован для осмысления испытуемыми своей индивидуальности и роли своей творческой активности в событиях жизни. Для этого описанный выше биографический опросник предъявлялся испытуемым в трех вариантах - в форме трех анкет, названных: “Реальный жизненный путь”, “Тривиальный жизненный путь” и “Творческий жизненный путь”. Для заполнения последних двух анкет нужно представить главным действующим лицом своей жизни соответственно самого обычного, заурядного человека и самого необыкновенного, творческого. Работа со всеми тремя анкетами в начале формирующего эксперимента дала возможность участникам актуализировать свой интерес к проблеме творческой уникальности человека, проявить свои стереотипы понимания тривиальной и творческой жизни и увидеть свою жизнь в “рефлексивном зеркале” ее противоположных вариантов. Это дало конструктивный импульс и контекст для всего формирующего эксперимента, проведенного в форме рефлексивного практикума. В результате участия в нем было выявлено расширение сферы творческой уникальности испытуемых за счет того, что они по-новому увидели преспективу своей жизни, задумались о своей судьбе и т.д.

Таким образом, в ходе исследования был выявлен феномен творческой уникальности в жизни испытуемых и показана его динамика в рефлексивно-инновациооном процессе.