Условия актуализации знаний и умений

Жантикеев С. К.

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова

Деятельностная теория усвоения социального опыта на настоящий день является наиболее проработанной теорией, отражающей закономерности усвоения человеком социального опыта. Ее наиболее крупным достижением является выявление условий, при которых человек может приобрести соответствующие знания и умения.

Уже в теории поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина выделяется система характеристик предметно-специфического действия, и основные этапы его становления - перехода из внешнего плана в план внутренний, собственно психический; в нее также входит учение о типах ориентировки учащегося.

В деятельностной теории усвоения социального опыта в ее современном виде исследуется также собственно учебная деятельность, связанная с функционированием учебных умений, в ходе которой и приобретаются желаемые предметные умения.

Однако вплоть до настоящего времени остается мало изученным вопрос обеспечения своевременной и легкой актуализации уже усвоенных знаний и умений. Иначе говоря, необходимо выявить систему условий, при которых они легко и стабильно актуализируются.

Знания и умения усваиваются до того, чтобы они были применены в будущей деловой деятельности, но она обычно отделена от процесса усвоения значительным промежутком времени.

В качестве цели нашего исследования, проводимого под руководством доц. Т.В.Габай, ставилось выявление системы таких условий.

Как показал проведенный нами анализ, одни из этих условий относятся к процессу их усвоения, другие - к процессу их хранения, а третьи - к процессу самой деловой деятельности. Одним из существенных условий первой группы является использование в процессе усвоения таких моделей, которые только отражают существенные внутренние свойства, но и их атрибутивные, внешние свойства; они должны быть идентичными свойствами объектов включенным в будущую реальную деятельность субъекта. Ко второй группе относятся условия, которые обеспечивают не только сохранность усвоенных умений, но и их трансформацию в отношении качества актуализируемости. К третьей группе относятся условия, действующие в “деловой” ситуации, ситуации осуществления трудового действия. Одним из них является перевод информации о данном умении из долговременной памяти в оперативную, с созданием установки на его воспроизведение.

В настоящее время на каждой из указанных фаз ведется поиск других условий актуализации и теоретико-экспериментальная проверка их достаточности.