Организация смысловой ориентировки как путь гармонизации отношения подростков к родителям

Ивков Н. Н.

МГУ им. М.В. Ломоносова

В рамках исследования смысловой сферы человека возникает проблема раскрытия психологических механизмов, посредством которых происходит детерминация смысловыми образованиями внешней активности субъекта.

В данной работе теоретической основой для решения этой проблемы был выбран подход П.Я.Гальперина, в котором содержание психической активности понимается как ориентировочная деятельность, одним из видов которой является смысловая ориентировка. Под смысловой ориентировкой подразумевается активность субъекта, направленная на установление связей между системой смыслов (ценностей), субъективной значимостью, с одной стороны, и объектами, способами и средствами действования с ними - с другой. (А.И.Подольский). Содержанием этой активности является определение личностной значимости и установления статуса определенных явлений внешней, по отношению к субъекту, действительности (смысловая основа активности), а затем, придерживаясь созданного смыслового образа ситуации, происходит регулирование и контроль деятельности человека.

Мы предположили, что смысловая ориентировка выступает основой возрастных изменений в структуре личности. Возрастное развитие человека, приобретение нового опыта предполагает постоянное изменение существующего отношения к жизни, проявляющегося в конкретных поведенческих актах. Неопределенность отношения к тем или иным жизненным условиям влечет за собой непоследовательность, противоречивость поведения, что порождает задачу его гармонизации.

Проблема, поднимаемая в нашем исследовании связана с невозможностью в ряде случаев внести изменение в реальное поведение человека не обращаясь к более высоким звеньям личностной регуляции.

Особенно ярко это проявляется в сложности гармонизации поведения подростка. Именно в подросковом возрасте происходит бурная перестройка самосознания личности, ее ценностей и интересов. Подросток осваивает новые системы отношений, а вследствии этого претерпевает изменения и его смысловая сфера.

Мы остановились на исследовании роли изменения такого компонента структуры личности, как ценностные ориентации. Возрастные изменения системы ценностных ориентаций содержат возникновение новых ценностей, включение их в существующую структуру личности. Нередко в ходе этого возникает ценностное противоречие, оказывающее деструктивное влияние на поведение.

На первом этапе исследования стояла задача выяснения конкретного содержания возможного ценностного противоречия. Исходя из возрастных задач, которые стоят перед подростком, было решено искать ценностные противоречия в плоскости отношений (зависимости) с родителями и стремлении к автономизации (независимости своих действий).

В исследовании диагностировалась оценка подростками собственной самостоятельности, то, что она дает подростку, а так же оценка динамики развития отношений с родителями.

В опросе приняло участие 116 подростков от 12 до 16 лет.

В итоге были сделаны следующие выводы:

1. Приобретение независимости в представлении подростка влечет за собой потерю взаимодействия с родителями (эмоциональной, материальной поддержки).

2. 2/3 подростков (в каждой возрастной группе) не удовлетворены сложившимися, в настоящий момент, отношениями со своими родителями.

3. В ряде случаев были зафиксированы противоречивые желания: свободы собственных действий и руководства (опеки) со стороны взрослых. Отсюда можно предположить, что родители выступают амбивалентным ценностным объектом для подростка.

4. Наиболее часто такие противоречивые ответы встречаются у подростков 15-16 лет.

В жизни такое ценностное противоречие в отношении родителей может проявиться в трудностях взаимоотношения между родителями и ребенком. Однако объективная регистрация таких ценностных противоречий в экспериментальных условиях представляет значительные сложности.

Экспериментальное выявление ценностного противоречия в ходе автономизации подростков стало следующим этапом исследования.

Методически это было решено следующим способом. Подростку дается два задания. В первом задании ставилась прямая задача структурирования собственных ценностей, а во втором - попарно сравнить предлагаемые исследователем ценности (заявленные подростками в предварительном исследовании).

В том случае если ценность “родители”, в предложенных заданиях занимала полярные позиции, то можно сказать о существовании некоторого рассогласования в отношении конкретной ценности. Экспертные оценки преподавателей школы подтвердили сложности взаимоотношений таких детей со своими родителями.

Гармонизация поведения подростка в отношении своих родителей может быть достигнута путем разрешения ценностного противоречия и включения появившейся ориентации на автономизацию в единую иерархическую структуру ценностных ориентаций.

Мы предполагаем, что возможно организовать смысловую ориентировку подростков придавая ей определенное направление. Подобная работа может проводиться в форме тренинга.

Гармонизация отношений подростка с родителями через организацию его смысловой ориентировки может стать на наш взгляд свидетельством той роли, которую играет смысловая ориентировка в возрастном развитии личностных структур.