Психотерапия и жизнетворчество

Сухоруков А. С.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Взаимодействие психотерапии и творчества сейчас принято рассматривать в контексте особых “арт-методов”, позволяющих использовать различные художественные формы как языки для проявления и трансформации “затемненных” областей личности, не имеющих прямого доступа к себе. Психотерапевтический эффект несет в себе уже сама возможность этих областей проявиться, а личности - попытаться взглянуть им “в лицо” (К.Рудестам “Групповая психотерапия”/Прогресс, 1991).

Параллельно с развитием арт-методов в общей психологии складывалась традиция рассматривать творчество не только как феномен, сопровождающий художественные и эстетические виды деятельности и являющийся проявлением таланта; творчество рассматривается как особое качество психического и личностного в целом, лежащее “над” любой деятельностью и личностными особенностями (К.А.Абульханова-Славская “Деятельность и психология личности”/Наука, 1982). Творчество оказывается особым качеством практически любого проявления человека.

Такое понимание породило категорию “жизнетворчество” как особую направленность развития зрелой личности, делающей творчество предметом своих центральных устремлений. Была предложена “трехгоризонтная” концепция, предлагающая различать в смысловой системе личности образования трех типов - “очевидные смыслы”, “конфликтные смыслы” и “потенциальные смыслы” (А.С.Сухоруков “Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы”/автореф.канд дисс., 1997). Активность последних из них, являющихся хранящимися прообразами будущих новых возможностей человека, проявляющих себя как значимые ощущения типа “здесь что-то есть!” и рождающих для своей проверки творческие поступки, способствует воплощенности жизнетворческих тенденций личности и ее своеобразному “творческому здоровью”.

Как эти представления могут быть использованы в психотерапии и консультировании? Появляется гипотеза, что наряду с конфликтными пластами человеческой личности в работу терапевта с клиентом могут быть вовлечены и жизнетворческие силы личности, именно на них может ориентироваться в своей работе терапевт. В пределе, наряду с терапевтической функцией психолог начнет выполнять в социуме функцию активизации жизнетворческих сил человека.

Чем характеризуется такая роль своеобразного “творческого уникализатора” по сравнению с обычной терапевтической позицией? Для описания последней можно использовать метафору “зеркала”, когда терапевт старается определенным образом лишь “отражать” выраженное клиентом, создавая пространство для его самостоятельной работы на его собственном содержании; даже использование терапевтом различных изменяющих техник не меняет главного в его позиции - личностной закрытости, не показа своей творческой уникальности. Иная позиция необходима для работы “творческим уникализатором” - главное, что она требует, это позиция сотворчества с клиентом, которая, в свою очередь, предполагает культивирование терапевтом своей творческой уникальности, своей, выражаясь языком М.М.Бахтина, незавершенности, открытости этих своих качеств перед клиентом, равенство в формировании содержания совместной работы и равную ответственность за продуктивность этого содержания.

Первые опыты использования трехгоризонтной концепции строения смысловой системы личности для анализа и планирования шагов при индивидуальном консультировании показали ее эвристичность. Она была использована для поэтапного простраивания разрушенного на момент начала терапии “жизненного мира” клиента. Для каждого из логических этапов были использованы свои методы: для восстановления горизонта “очевидных смыслов” – техника позитивного парафраза и терапевтические домашние задания на выполнение разных бытовых действий; для “конфликтных смыслов”; – техники логотерапии, ориентированные на восстановление смыслового контекста перенесенных внутренних страданий; для горизонта “потенциальных смыслов” - принципы сотворческого сценарирования предстоящих событий (С.Ю.Степанов “Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества”, Петрозаводск, 1996), некоторые из которых были представлены в предыдущем абзаце.