Психосемантическое исследование этнических стереотипов (на материале русской популяции)

Литвинова Е. А.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Явление стереотипизации в нашей жизни выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро и просто категоризовать социальное окружение. Этнические стереотипы могут функционировать как в ситуации непосредственного контакта с представителем иной национальности (и тогда стереотип может уступить место эмпатии, личностному взаимодействию), так и в процессе вынесения суждения об этой национальности. Содержание этнического стереотипа зависит от социального фактора: культуры,уровня образования, степени социальной активности, политической обстановки. Вместе с этим межэтническое восприятие преломляется через призму обыденного сознания, отличающегося избирательностью. Отсюда - определенное реконструирование представлений об общих чертах этноса на основе данных, полученных в ходе контактов лишь с ее частью. Подобные представления или этнические стереотипы являются не просто суммой черт, а отражают отношения к этнической группе, упрощают и искажают их психологические свойства. Когнитивный, мотивационный и, в особенности поведенческий, аспекты стереотипов позволяют говорить о прикладном значении их исследований.

Широкое применение в исследованиях, связанных с анализом стереотипов, получили методы психосемантики (Osgood ChStudies on generality of effective meaning system //Amer. Psychol. 1962. V. 17; Петренко В.Ф. Исследование этнических стереотипов психосемантическим методом множественной идентификации //Психосемантика сознания. М., 1988.). Психосемантический подход опирается на методические принципы исследования личности через исследование "пристрастности", избирательности человеческого сознания путем реконструкции системы индивидуальных значений. Любой человек, оценивая кого или что-либо, закладывает в оценки свою предвзятость. Матрица таких оценок является исходным материалом для дальнейшего анализа. Полученные в результате математической обработки матрицы факторы образуют семантическое пространство, в котором располагаются объекты оценивания - этнические группы. Это пространство является "операциональным аналогом категориальной структуры сознания" (В.Ф.Петренко "Психосемантика сознания" МГУ, 1988) испытуемых - той "сетке", через которую они смотрят на мир.

Целью настоящего исследования являлась реконструкция категориальной структуры сознания русских, которая опосредует восприятие иной этнической группы (гетеростереотип) и самих себя (автостереотип). Испытуемыми были 50 мужчин и женщин русской национальности. Они оценивали 29 национальностей по 54 категориям - определениям, используя семибалльную шкалу.

Полученное семантическое пространство этнических стереотипов определяется в основном тремя факторами: "Цивилизованность - нецивилизованность", "Дружелюбность - враждебность" и "Враждебная национально обособленная группа" (обьясняют 51% общей дисперсии). Подобное недифференцированное восприятие характерно для стереотипа как упрощенной "картинки" национальности. Независимо от возраста и образования для р усских самыми нецивилизованными являются цыгане, а самыми цивилизованными - англичане, австрийцы, немцы и евреи. Русские считают себя похожими на украинцев по всем критериям, кроме "Враждебной национальной обособленности" (русские меньше обособлены и менее враждебны). Самыми гостеприимными и открытыми культуре других народов русские считают самих себя, что является проявлением феномена ингруппового фаворитизма. По фактору "Предприимчивость" русские поставили себя на последнее место, отдав первое французам. На основе одинаковой проекции на все факторы обьектов "сербы" и "хорваты" можно предположить, что русские воспринимают и ту, и другую национальности как тождественные. Аналогично воспринимаются немцы и австрийцы. Наибольшая поляризация обьектов - национальностей наблюдалась по факторам "Цивилизованности" и "Сексуальной раскрепощенности", следовательно, в этих сферах у русских существуют наиболее жесткие стереотипы: румыны, немцы, французы, итальянцы и цыгане воспринимаются русскими как наиболее раскрепощенные в сексе в отличие от англичан.

При оценивании национальностей имело место два типа оценки: позитивная (какими качествами обладает) и негативная (какими качествами не обладает данная этническая группа).

В целом данная выборка русских продемонстрировала достаточную некомпетентность в области знаний о других этнических.