Психологические основания оценки лжи - искренности в процессе коммуникации

Симоненко С. И.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Проблема такого феномена человеческого поведения как ложь или обман, с которой мы так часто встречаемся в повседневной жизни, к сожалению очень плохо разработана в мировой психологической науке, отечественных же исследований на эту тему практически нет совсем. Основная литература на русском языке, попытки теоретического описания этой проблемы относятся к началу нашего, уже заканчивающегося, столетия.

Целью представляемого в настоящей работе экспериментального исследования является изучение процесса восприятия и оценки лжи и искренности в коммуникации.

В.Штерн определяет ложь как сознательное неверное показание, служащее для того, чтобы посредством обмана других, достичь определённых целей [30]. При этом существуют другие виды неверных показаний, которые не являются собственно ложью, и в отличии от которых лжи присущи три признака: 1) сознание ложности; 2) намерение обмануть; 3) целесообразность (направленность на получение какой-либо выгоды, или отклонение невыгоды). 1) и 2) отличают ложь от иллюзий воспоминания, а 3) - от фантастических неверных показаний.

Руководствуясь этим определением, мы провели ряд экспериментов для проверки нижеозначенных гипотез. Эти эксперименты были построены на том, что группы испытуемых оценивали сообщения ряда выступающих, записанные на видео, как ложные или правдивые.

  1. Гипотеза "асимметрии". Существуют разные психологические основания оценки лжи и искренности, т.е. при оценке сообщения как ложного люди ориентируются на определённые характеристики поведения коммуникатора, отличные от тех, которые являются ключевыми при оценке сообщения как правдивого.
  2. Гипотеза "фона". Оценка ложного сообщения в процессе коммуникации значительно облегчается, если воспринимающий его имеет возможность сравнить поведение делающего это сообщение с его поведением, когда он сообщает заведомо правдивую информацию.
  3. Гипотеза "эффективности". Т.к., в отличие от ситуации восприятия эмоций, не существует общепринятых единых эталонов оценки лжи - искренности, в условиях необходимости такой оценки проявляются индивидуальные различия предпочтений ориентации на те или иные поведенческие характеристики коммуникатора, что влечёт за собой различия в эффективности такой оценки.

В процессе исследования были собраны материалы, подтверждающие выдвинутые нами гипотезы. Результаты экспериментов показали, что самым эффективным признаком искренности является уверенность, с которой человек делает свое сообщение. Кроме того, нами была построена схема, согласно которой весь процесс восприятия и оценки лжи - искренности можно представить в виде трех основных этапов. На первом этапе человек, оценивая конкретность сообщения, выдвигает гипотезу о его ложности или правдивости. Чем рассказ более насыщен подробностями, тем скорее он будет оценен как правдивый. На втором этапе человек проверяет эту гипотезу, направляя свое внимание на мимику, жесты и речевые ошибки говорящего, если он склонен рассматривать сообщение как ложное, или пытается оценить степень уверенности, естественности и искренности, если сообщение кажется ему правдивым, и лишь затем, на третьем этапе он принимает окончательное решение верить или не верить данному рассказу.

Дальнейшие экспериментальные разработки этой проблемы позволили нам получить данные, говорящие в пользу представленной схемы.

Однако в реальности нам часто приходится принимать решения относительно искренности партнера по коммуникации в ситуации диалога или интервью. Результаты следующей серии экспериментов показали, что эффективность распознавания лжи - искренности значительно выше, когда испытуемым приходилось не просто выслушивать сообщения, но наблюдать записанные на видео фрагменты, в которых выступающий отвечал на вопросы экспериментатора. Очевидно, что в данном случае к списку критериев, используемых испытуемыми для такой оценки добавляются новые, связанные с восприятием ими того, каким образом выступающие отвечают на вопросы в процессе интервью. Скорее всего усиливается значение паралингвистических характеристик поведения (тембр голоса, интонации, паузы и пр.), а также вербальных аспектов сообщения (конкретность ответов, наличие деталей, реалистичность и пр.).