Возможности метода психолого-исторической реконструкции при воссоздании психики человека времен античности

Барская А. Д.

Институт психологии РАН

Задачей исторической психологии является воссоздание особенностей отдельных черт психического склада или психики в целом людей прошлого. Для практической реализации этой задачи в рамках исторической психологии необходимо развитие нового метода, отличного от метода исторической реконструкции, который базируется на способности погружения, "вчуствования", проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого. Построения историков могут считаться искусством, зависящим от интуиции и честности исследователя, а психология претендует на достоверность данных полученных данных о психике людей далекого прошлого, например, античности. Чем далее в глубь веков, тем уже круг источников, а следовательно выше вероятность привнесения субъективности исследователя.

На наш взгляд, метод психолого-исторической реконструкции, развиваемый в последнее время в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИПРАН, способен решить поставленную задачу. В основе метода лежит система проверки и перепроверки получаемых данных: мы не можем полностью избежать субъективных пристрастий исследователя, но мы их можем осознавать, тем самым оставляя возможность их контролировать. Например, до начала работы с источниками необходимо хотя бы предварительно сформулировать проблему и свои интересы и ожидания, которые будут реализовываться на выбранном материале, а в ходе реконструкции постоянно возвращаться к их рефлексии, что позволит делать предположения довольно осознанно и контролировать их, уменьшая субъективизм и пристрастность. Если, скажем, заведомо ищутся особенности психики древнего грека, отличные от современного человека, то стоит проверить и обратную версию о наличии сходства.

Особенно тщательно необходимо работать с подбором источниковой базы, осознавая те ограничения, которые накладывает характер и ограниченность материала. Во-первых, в какой мере имеющийся материал удовлетворяет критерию полноты и исчерпывающему характеру источника. Если невозможно дополнить источниковую базу, но можно отрефлексировать характер ограничений. Во-вторых, в случае, если мы имеем дело не с реальным психологическим материалом, а литературным произведением, то неизбежно остается проблема необходимости соотнесения формы и содержания. Анализ специфики литературной формы источника может дать дополнительный материал для размышления, поскольку сам этот жанр может являться отражением психического склада людей выбранной эпохи.

Используя в качестве источниковой базы только поэм Гомера, необходимо привлекать результаты анализа языка имеющихся поэм. дополнять и проверять получаемые промежуточные выводы данными других наук, например, лингвистики, филологии, языкознания, культурологии и т.д., поскольку в языке и культуре нашли отражение многие особенности психики. Именно языковые средства выражают те бессознательно процессы, которые не отражались в сознании людей той эпохи, а потому и не могли быть искажены по прихоти какого-либо автора.

Главное отличие метода психолого-исторической реконструкции состоит в понимании психики людей прошлого как целостного структурно организованного единства, подчиняющегося общепсихологическим закономерностям, и использовании для исследовательских целей психологических моделей. Например, мы исследуем не то, что говорят герои, но то, как они говорят, и устанавливаем, что их мыслительный процесс подчиняется основным присущим современности законами.

В отличие от предыдущего варианта, предложенного Спицыной Л.В., процедура нашей версии метода имеет циклическую структуру и включает в качестве отдельных звеньев следующие блоки: изучение проблемной области, постановка задачи в обобщенном виде, исходные теоретические психологические положения, работа с источниковой базой, гипотезы, анализ выбранных текстов, изучение данных смежных наук, создание языка описания (психологической модели), результаты и выводы. Использование данной процедуры позволяет решать задачи исторической психологии даже на материале античности в условиях ограниченности источниковой базы.