Психологическое изучение музыкального ритма

Блаженкова О. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

1. Введение. Ритм – внемузыкальное явление; существуют самые разные подходы к его пониманию. Проблема музыкального ритма в психологии мало изучена, но тем не менее она является очень актуальной, интересной и перспективной.

2.Функционирование ритма в музыке показывает принципиальное отличие регулярного метра от свободно движущегося, изменчивого ритма. В основе ритма музыки лежат природные, естественные ударения (языка, движений, собственных ритмов организма). Ритм – спонтанный, нестабильный элемент, метр – стабилизирующее, регулирующее, заданное начало в музыке. Общий принцип развития - борьба и единство стабильных и нестабильных элементов - метра и ритма прослеживается и в динамике движения музыки.

3. Психологический анализ механизмов эволюции музыкального ритма как культурного средства, исследование культурно-исторического возникновения и распостранения ритма -путь восстановления истории человеческой психики.

3.1.Национальная специфика музыкальных ритмов. Метрическая или ритмическая ориентация культуры во многом обусловлена национальными психологическими особенностями, возникающими в определенных природных и исторических условиях. Связь западной музыки со словом, поэзией, определяет ее большую большую рациональность,метричность и мелодичность музыки и менее богатую по сравнению с, направленной на движение, Африкой, Латинской Америкой ритмику.Собственно сама музыка существует как неотъемлемая часть жизни, ритуала, и не является искусством в западном понимании; в то время как западное искуство, требует искусственных и стабильных, универсальных форм, для создания музыки как эстетической реальности.

3.2. Исторический анализ развития музыкального ритма (на материале европейской музыки). История развития музыкальной культуры отражает этапы изменения сознания людей разных эпох.

3.2.1. В синкретичной ритмике раннего периода развития общества, наблюдается тесная связь ритма музыки с движением, речью. Разделяется регулярный и нерегулярный ритм в бытовой и божественной музыке.

3.2.2. Рациональный подход к категории прекрасного, приводит к зарождению метричности в музыке, в Средневековье создается строгая каноническая система правил.

3.2.3.Создание четкого метра, как это не пародоксально, дало возможность отклоняться от них. Ритмика Нового времени в большой степени акцентная, ее больше определяет смысл произведения, нежели строгая метрическая схема.

3.2.4.Современный период характеризуется разнообразием форм. Наблюдается взаимопроникновение культур, сильное влияние африканской ритмики. Возрастание роли ритма связанно с изменением образа жизни.

3.2.5..В историческом развитии ритма можно выделить несколько эпох: интонационную, квантитативную (мензуральную) и акцентную. Общая схема развития музыкального ритма как культурного средства и овладения им: от непроизвольности (древяя ритмика), к произвольности (средневековье) и послепроизвольности (Новое время, современность). Историческое развитие ритма сязано сэтапами культурного и научно-технического прогресса и соответствующим изменением психических особенностей (установок, сознания, восприятия, мышления, образа жизни...). Эти этапы сменяются закономерно; две тенденции - рациональная и иррациональная, регулярность и нерегулярность постоянно взаимодействуя движут развитие музыки.

4. Индивидуальный темп и ритм. Два основных прообраза ритмических структур нерегулярных и регулярных имеют основу в самой природе человека: дыхание и пульс соответствуют респираторному (связанному с эмоциональными состояниями человека, наименее автоматизированному, нерегулярному) ритму и переодичному ритму пульсации. Цикличность и на психическом уровне можно противопоставить ритмичности, болезненное повторение одного и того же, монотонность, ригидность - спонтанности, текучести, живому ритмическому движению...Внутренний темпо-ритм имеет двигательную природу, неотделим от чувственной, эмоциональной стороны человека и является основой восприятия музыкального ритма.

5.Ритмические выразительные приемы. Природа музыкального ритма во многом берет свое происхождение в эмоциональных переживаниях человека, в музыке используются ритмические коореляты эмоциональных состояний.

5.1.Однородный ритм,без контрастов длительностей, создает ощущение равномерности движения.

5.2.Феномен тяготения меньшей длительности к большей (связанный с восприя тием гештальта) лежит в основе воздейстаия нерегулярных ритмов: пунктирного ритма, ритмических прогрессий, серий, ритмов нагнетания и торможения, часто использующихся для выражения эмоций обострения или успокоения.

5.3.Симметричный ритм создает ритмическое равновесие. Он сочетает в себе и нагнетание и равновесие.5.4.. Двухдольные метры создают ощущение устойчивости, трехдольные - текучести и плавности.

6. Влияние ритма, способность к заражению.

Ритмы музыки способны вызывать интегративное изменение ритмов организма, и этим вызвана заразительность ритма. Способность ритма к заражению, подчинению себе, дает возможность использовать его для координирования совместных действий и регуляции внешних и внутренних процессов, развитии самоконтроля, воли и преодоления пассивности.

7.Выводы: Естественные, живые импульсы организма являются прообразом музыкального ритма, которой противостоит рациональной цикличности, выраженной в музыкальном метре. Регулярность и нерегулярность - противоположные тенденции, взаимодействие которых обуславливает развитие музыки. Психологическая специфика жизни в разных культурах отражается в особенностях ритмики, преобладании метричности или ритмичности в музыке, что соответственно говорит о рациональной, практической или импульсивной направленности. Музыкальный ритм - универсальное средство выразительности, глубоко связанный с физиологическими, двигательными, эмоциональными, психологическими основами человека, имеет огромное влияние на человека, и может быть использован в психологической практике.