Приемы профессионального самосохранения

Гершкович Т. Б.

Уральский государственный профессионально-педагогический университет

Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Анализируются этапы и цели этого процесса, строятся различные модели личности профессионала, разрабатываются субъективные и объективные критерии профессионализма. Одной из ключевых в теории профессионализации является проблема профессионального самоопределения личности как условия ее самореализации и связанные с ней вопросы соотношения личностного и профессионального развития в становлении специалиста. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкций и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.

Обязательным условием профессионального развития личности является освоение ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально- профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально- психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально - обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.

В своей работе по созданию программ профессионального самосохранения мы ориентируемся на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, разработанную в русле экзистенционально- гуманистической психологии.

Исследование ведется в следующих направлениях.

1.Экспериментальное исследование целостной личности в условиях социально - профессиональной нестабильности.

2.Конструирование и опытно-экспериментальная проверка технологии профессионального самосохранения.

Объектом исследования являются инженерно-педагогические работники.

Основные методы исследования - самоактуализационный тест (САТ) и биографический метод, направленный на изучение жизненного пути личности во взаимосвязи событий личной и профессиональной жизни (в частности, на реконструкцию ее жизненных сценариев и профессиональных планов).

На сегодняшний день мы можем предложить следующие приемы профессионального самосохранения.

1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2. Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3. Активная позиция в профессиональной жизни.

4. Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.

5. Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.

6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7. Противодействие профессиональному старению.

Особое внимание уделяется приему самосохранения, обозначенному как реализация намеченного профессионального плана. Личный профессиональный план является важным регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления. Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно- и социально- значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать жизненную программу.