Основные параметры анализа психотерапевтического процесса

Глазова Е. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Психотерапия является крайне сложным объектом для научно-психологического исследования.

Основные подходы к изучению психотерапевтического процесса, разработанные в рамках тех или иных терапевтических школ и направлений, используют специфический понятийный аппарат, который может быть адекватно осмыслен только изнутри соответствующего направления.

Результаты такого рода исследований в силу их противоречивости и терминологической несопоставимости не претендуют ( не могут претендовать) на роль общепсихологических обобщений.

Таким образом, актуальной является задача зучения роцесса психотерапии в русле достаточно развитой психологической теории.

В качестве материала для такого рода исследования могут быть предложены следующие параметры (аспекты) анализа психотерапевтического процесса.

1.Тематика беседы пациент сообщает о себе, событиях собственной жизни, собственных переживаниях; пациент сообщает о внешних предметах, людях, связанных с проблемой (в негативном или позитивном ключе).

2. Наличие (отсутствие) напряжения, тревоги, беспокойства: физическая напряженность, плач, выражение тревоги в голосе, позе, "зажатость"; расслабленность, физическая открытость, отсутствие тревоги, беспокойства в позе, голосе, выражении лица.

3.Дифференциация проблемы по степени личного участия: констатация негативного состояния ("мне плохо", "никто (близкий человек, муж, жена, ребенок) меня не понимает", "мне делают плохо"); констатация причины негативного состояния ("мне плохо, так как окружающие делают мне плохо"); констатация негативного состояния в результате невозможности самостоятельно изменить ситуацию ("мне плохо, так как я не могу что-то сделать, понять, принять"); желание изменить нечто в себе, но невозможность это осуществить ("я хочу сделать что -то, но не знаю как..."); личная ответственность за решение проблемы ("если я сделаю данный конкретный шаг, то это поможет мне изменить ситуацию и изменить себя").

4. Выражение чувств, переживаний: невозможность говорить о своих переживаниях; высказывание о чувствах и переживаниях как о внешних объектах по отношению к себе; сообщение о переживаниях, испытанных в прошлом; сообщение о чувствах в настоящем; способность к анализу собственных чувств.

5. Возможности анализа пережитого опыта: сообщение об опыте конкретных событий не связано с сообщениями о чувствах и переживаниях; зависимость переживаний от объективных событий.

6.Осмысление проблемы, анализ собственных смыслов и ценностей и ценностей других людей: смыслы не осознаются, события не связываются с их значимостью; описания долженствования (типа "он (а) должен (жна) делать что-то..."), нет осознания значимости событий для самого себя; постепенная дифференциация смыслов и ценностей собственного "я" и отношений с другими людьми.

7. Процессы развертывания внутреннего диалога в ходе психотерапии: переход от нескольких "главных" голосов в диалоге ко множеству "дискутирующих" голосов; развертывание внутреннего диалога как увеличение количества внутренних голосов, участвующих в диалоге; слияние многих голосов в единый "осмысленный хор".

8. Желание пациента измениться, готовность к внутренней работе, наличие (отсутствие) личной ответственности за решение проблемы: отсутствие ответственности за решение проблемы, возложение ответственности на терапевта; проблески необходимости измениться; сознание необходимости измениться; "хочу измениться, но не знаю как"; "я сам (а) хочу и могу что-то поменять в своей жизни".