Психологические особенности политического поведения личности

Грязнова А. М.

Санкт-Петербургский государственный университет

Вопрос о молодежи поднят нами в связи с проблемой поиска адекватных механизмов выхода общества из кризиса. В принципе, любое подрастающее поколение застает уже сложившиеся отношения, и перед любым поколением стоит проблема изменений существующего строя. Но нынешнее поколение 18 - 22-летних молодых людей поставлено в более жесткие условия. Мало того, что они “вышли” в уже неустойчивое общество, но и больший период их социализации тоже пришелся на время катаклизмов. Социализация в принципе служит механизмом сохранения политической системы, поскольку ни одна система не может достичь достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удается выработать у своих членов определенную сумму общепринятых в обществе политических знаний, оценок и норм. В пору задаться вопросом, что же впитало в себя нынешнее поколение молодежи и чего ждать от него через 10 - 20 - 30 лет?

Нами была создана авторская методика оценки политической активности молодежи. Она предполагает оценку когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента политического поведения. Кроме того, нами задавался вопрос о том, как опрашиваемый представляет себе человека, который стремится к власти. В итоге мы получили измерения по следующим шкалам: активность, знание, источник получения информации, интерес.

Одной из главных и существенных характеристик современной молодежи можно считать желание влиять на текущую политическую ситуацию в России (59% в Санкт-Петербурге и 41% в Тобольске). Причем необходимо отметить одну четкую тенденцию. Молодые люди в Тобольске, отвечая, что не испытывают такого желания, всегда, тем не менее, ссылались на причины, по которым они не смогут этого сделать: “Я не могу взять на себя такую ответственность”, “У меня не хватит образования”. В Санкт-Петербурге же молодые люди просто отвечали “да” либо “нет”.

Подводя итог, можно говорить о том, что студенты Тобольска более активны (33,5% против 25,6%) и обладают большими знаниями (52% к 41%); также они больше подвержены влиянию родителей и меньше ориентируются на друзей (81,5% - 54% и 54% - 66,6% соответственно). Уровень интереса к политике в обеих группах примерно одинаков: 55,5% и 54%.