К проблеме использования концепций модусов “быть” и “иметь” Э. Фромма в социальной психологии

Шевелева А. Ю.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Концепция модусов бытия и обладания Э.Фромма является, пожалуй, одной из самых популярных в гуманистической психологии. Как отмечается рядом авторов, в ней впервые была предпринята попытка целостной социально-психологической дифференциации ориентаций личности, аналогов которой в “сциентистской” социально-психологической традиции до сих пор нет. Но несмотря на то, что значение и актуальность идей Э.Фромма для современного общества бесспорны, они практически не применялись в рамках экспериментальной практики - возможно, из-за трудностей, связанных с операционализацией используемых Фроммом понятий и их определения в контексте современного научного знания. Более того, к сожалению, со времени смерти Фромма в 1980 году ни попыток осмысления этой концепции другими авторами-психологами, ни исследований в этом направлении практически не проводилось.

Возможно, это вызвано рядом особенностей концепции Фромма, которые рассматривались Дж. Шааром в книге “Escape from Authority” - “Бегство от власти”, - пожалуй единственной монографии, целиком посвященной анализу творческого наследия Э.Фромма. Дж.Шаар, отмечая огромное значение концепции Фромма для современного общества, обращает внимание на ряд “провалов” в ней: неопределенность используемых терминов и фундаментальных понятий (определения либо отсутствуют, либо строятся по феноменологическому принципу); приравнивание типологии личностей к типологии социальных образований; оценочность суждений; неточности в описании продуктивного (ориентированного на бытие) характера; растворение этических требований к человеку в понятии продуктивности. Подобная критика, на мой взгляд, показывает, что исследование данного вопроса еще далеко до своего завершения и требует значительной дальнейшей работы.

Целью проводимого мною исследования является рассмотрение модусов бытия и обладания в контексте их связи с социально-психологической проблематикой, а точнее - с процессами социального познания. В первой части исследования была предпринята попытка изучения этих модусов с помощью контент-анализа свободных письменных ответов на вопросы, затрагивающие значимые сферы жизни респондентов, что позволило выделить ряд когнитивных и рефлексируемых аспектов картины социального мира, характерных для людей, ориентированных на бытие и обладание. Во второй, еще не полностью завершенной части исследования эта проблема изучается с помощью методики предельных смыслов (МПС) Д.Н. Леонтьева, направленной на реконструкцию системы ценностей и жизненных смыслов респондента, что позволяет выделить некоторые возможные закономерности формирования ориентации личности респондента и значимости для него различных аспектов социального мира.

В ходе исследования были выделены 4 группы подростков - с выраженной ориентацией на обладание, на бытие, “противоречивой ориентации”, которая несет черты обоих модусов, и “неопределенной”, характеризующейся отсутствием использования категорий, относящихся к “иметь” и “быть”, и употреблением предельно конкретных или предельно абстрактных понятий. К сожалению, при проведении исследования стали очевидными отмеченые еще Дж.Шааром и Г.К. Уэллсом некоторые трудности, связанные с особенностями представлений о бытии и обладании Э. Фромма. Так, не было получено данных, подтверждающих высокий уровень тревожности и противоречивость картины мира у людей, ориентированных на обладание; кроме того, некоторые результаты косвенно подтверждают предположение о том, что формирование личностной ориентации происходит в онтогенезе сравнительно поздно (не ранее 15-17 лет), и направленость на бытие и обладание является не стабильным и неизменным образованием, а предметом сознательного выбора и рефлексии на протяжении всей жизни человека. Безусловно, это всего лишь гипотеза, требующая своего эмпирического подтверждения и дальнейшего изучения этого вопроса.