Различение эмоциональных выражений схематического изображения лица человека

Чудина Ю. А.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Восприятие эмоций прежде всего зависит от способности зрительной системы различать изменения лицевой мускулатуры. Перцептивная система интегрирует отдельные двигательные реакции мимических мышц в единое выражение, которое воспринимается как эмоциональное.

Обычно предлагается три измерения эмоции: удовольствие-неудовольствие, принятие-отвержение, сон-напряжение. Эти измерения получены прямым конструированием шкал (Осгуд, Вундт, Вудвордс), так и методами многомерного шкалирования (МШ) различий между эмоциональными стимулами. Однако, на сегодняшний день нет единого взгляда на количество измерений необходимых для оценки эмоциональных выражений схем лица.

Задачей данного исследования является изучение пространства различения эмоциональных выражений схематических изображений лица человека. Эмоциональное пространство было построено методом не метрического МШ матрицы субъективных различий между схемами лица. Оценки усреднялись по группе из 9 испытуемых. В результате МШ были получены координаты 25 схематических изображений лица в n-мерном евклидовом пространстве.

Минимальная размерность полученной конфигурации точек оценивалась на основании двух показателей: суммарного расхождения (стресса) и максимального коэффициента корреляции между меж точечными евклидовыми расстояниями и исходными субъективными различиями для пространств от одно- до пятимерного. Обе величины достигают насыщения между четвертым и пятым измерениями. Добавление пятой размерности дает незначительный прирост корреляции и незначительное уменьшение стресса. Это означает, что наша конфигурация эмоциональных выражений схематических лиц расположена в четырехмерном пространстве.

Полученный результат следует рассмотреть более детально, поскольку для измерения эмоциональной экспрессии лиц обычно предлагается только три размерности (Измайлов,1992; Парамей,1996; Шмелёв 1983). Полученная нами конфигурация из 25 точек была спроецирована на две координатные плоскости Х1Х2 и Х3Х4. Расположение точек показало, что оси Х1 и Х2 образуют независимые оппонентные измерения отдельно для углов наклона рта и бровей, Х3 - измерение суммарного изгиба рта и бровей, а Х4 - изгиба бровей, независимого от направления. Эти данные показывают, что четыре измерения имеют важное значение для описания эмоциональных различий.

Для интерпретации осей в четырехмерном пространстве мы поворачивали оси, используя вектора названий эмоций, где каждому схематическому лицу соответствует вектор оценок данного лица по 25 эмоциональным названиям. Для ориентации осей были также использованы феномены базисных и оппонентных эмоций (Изард, 1980; Конорски 1970). Интерпретация первых трех осей, полученного нами четырехмерного пространства, совпадает с традиционными данными о трех измерениях эмоциональной экспрессии: удовольствие-неудовольствие (ось Х1), принятие-отвержение (ось Х2) и активации (ось Х3). Проекции точек на плоскость Х1Х2 характеризуют качественную характеристику эмоциональной экспрессии - эмоциональный тон, который измеряется горизонтальным углом в четырехмерном пространстве.

В отличие от литературных данных, предлагающих одно измерение эмоциональной активации, мы представили интенсивность эмоциональной экспрессии двумя осями (Х3 и Х4) в четырехмерном пространстве. Одна ось (Х3) интерпретируется нами как традиционная характеристика активации, другая (Х4) - как вклад эмоциональной нейтральности. В этом случае интенсивность эмоции определяется соотношением уровня активации и эмоциональной нейтральности, то есть горизонтальным углом в плоскости Х3Х4, так же как горизонтальный угол в плоскости Х1Х2 соответствует воспринимаемому эмоциональному тону.

Такая интерпретация эмоциональных характеристик через соотношение пар декартовых координат совпадает с интерпретацией цветовых характеристик в сферической модели цветоразличения (Izmailov, Sokolov, 1991), где цветовой тон характеризуется угловой координатой цветовой точки на хроматической плоскости Х1Х2, яркость - угловой координатой точки на ахроматической плоскости Х3Х4. Продолжая аналогию между цветовым тоном и эмоциональным тоном, между интенсивностью эмоции и яркостью цвета, можно предположить, что аналогично цветовой насыщенности для эмоций так же существует характеристика эмоциональной насыщенности, представленная в четырехмерном пространстве углом между плоскостями эмоционального тона (Х1Х2) и эмоциональной интенсивности (Х3Х4). Нами показано, что полученная конфигурация точек, представляющих эмоциональные выражения лица, так же как и пространство цветоразличения имеет сферическую структуру.

Таким образом, в результате многомерного анализа субъективных различий между эмоциональными выражениями схем лица нами показано, что схемы лица, характеризующиеся специфическим наклоном рта и бровей, представлены точками на поверхности сферы в четырехмерном евклидовом пространстве. Субъективным различиям между эмоциональными выражениями соответствуют геометрические расстояния между точками, представляющими соответствующие схемы лица. Две угловые координаты гиперсферы соответствуют субъективным характеристикам эмоциональной экспрессии: эмоциональному тону и интенсивности эмоций. Третий угол гиперсферы соответствует эмоциональной насыщенности.