О проблемах построения психолого-педагогического мониторинга образовательных инноваций

Семенова О. П.

Сургутский государственный университет

Согласно культурно-исторической концепции Л.В.Выготского основой психического развития человека выступают качественные изменения его социальной ситуации развития и деятельности. Любое психологическое новообразование появляется у человека именно через деятельностное взаимодействие со средой, благодаря интериоризации. С этой точки зрения огромное значение имеет образование, учитывающее психологические принципы развития психики человека. Кроме этого, школьное обучение, несомненно, должно опираться на специфику каждого возрастного этапа. В этом отношении подростничество, например, можно считать "золотым" временем для исследовательской деятельности. Именно в этот период человеку важно испытать себя на прочность в ответственном деле, раскрыть и для себя и для окружающих свои возможности (что отчасти помогает стать взрослым). Для того чтобы показать значимость выстраивания особым способом школьного обучения, учитывающего особенности психического развития, создаются инновационные программы. В нашем исследовании такой программой является проектная форма обучения, которая реализуется в согласии с идеями культурно-исторической концепции, а также использует как метод концепцию планомерно-поэтапного формирования П.Я.Гальперина. В этой деятельности представлены наиболее важные моменты обучения: постановка задачи, развернутое исследование существенных обстоятельств ее решения, создание моделей, их изучение, формулирование решения, проверка результатов и т.д. Созданы специальные пособия. Учитель в проекте играет роль исследователя, который для реализации конкретной научной или технической задачи создает специальную лабораторию. Здесь оказываются ненужными оценки, а наиболее существенным показателями эффективности учения считаются: мотивация детей, развернутая учебная деятельность, развитость групповых форм сотрудничества. В конечном итоге основная задача состоит в построении деятельности моделирования, которая является одновременно наиболее точным воплощением предметной и учебной деятельности.

Задачей нашего исследования было рефлексивное отображение происходящего инновационного процесса. Мониторинг экспериментального учебного курса, проводимый на основе различных методик, помог нам зафиксировать основные стадии, плюсы и минусы в деятельности учащихся и учителей. Для исследования были выбраны два экспериментальных класса, где была реализована проектная форма обучения, а также два контрольных класса (параллельных) для сравнения.

Психолого-педагогический мониторинг последовательно включал: выявление исходного уровня учеников; анализ занятий по определенной схеме наблюдения; социально-психологическую динамику целого ряда показателей школьной жизни в контрольных и экспериментальных классах; изменение отношения учителей и родителей к новой форме организации учебной деятельности, метаморфозы мотивации и т.д. Представляется, что сочетание целого ряда показателей способно точнее передать объективный ход инновационного процесса.