Особенности психологического возраста и возрастной идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением

Рогачев М. Н.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Интерес к проблеме половых преступлений, сохраняющийся на протяжении длительного времени, особенно усилился последними опубликованными в западной литературе исследованиями о их влиянии на последующую социальную и психосексуальную жизнь индивидов вовлеченных в данное взаимодействие. Значительное количество сексуальных преступлений совершается лицами с аномальным сексуальным поведением или, так называемыми, парафилиями, все предлагавшиеся классификации которых заключали в себе попытку решения двух основных проблем: разграничение нормального и патологического сексуального поведения и объяснения его патогенетических механизмов. Частичному решению второго из этих вопросов посвящена попытка объяснения некоторых механизмов аномального сексуального поведения посредствам исследования особенностей возрастной идентичности его субъектов.

Современные подходы к парафилиям были во многом заложены в 1980 г. DSM-III, определяющей их как необычные или причудливые образы или действия, которые могут быть настойчиво и непроизвольно повторяемыми и обычно включают в качестве наиболее предпочтительного для сексуального удовлетворения нечеловеческий объект, повторяющуюся активность с людьми, подразумевающую реальное или воображаемое страдание или унижение, или повторяющиеся сексуальные действия с партнерами без их согласия.

В настоящее время имеются достаточные основания полагать, что парафилии представляют собой дизонтогенетические состояния, поэтому рассмотрение особенностей сексуального развития и возрастной идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением позволит приблизиться к пониманию патогенетических механизмов подобного поведения. Под возрастной идентичностью понимается отождествление индивидом себя с определенной возрастной группой, с усвоением норм поведения свойственных данной группе. В то время, как идентичность вообще, согласно определению Э.Эриксона - это осознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности несмотря на изменения и развитие, и связанное с этим ощущение, что другие также признают это (Erikson E.1996). Кроме возрастной идентичности как таковой, целесообразно рассматривать понятие психологического возраста личности, который, согласно исследованиям А.Кроника, во многих случаях не совпадает с возрастом хронологическим, и это несовпадение, будучи не всегда осознаваемым, влияет на особенности возрастной идентичности и, как следствие, на поведение индивидов. Данные нарушения могут иметь как, связанный с нарушениями в интеллектуальном развитии, тотальный характер, обуславливая социальную дезадаптацию индивида как несоответствующего по статусу своей моральной зрелости адекватной его хронологическому возрасту возрастной группе и, как следствие сложности в осуществлении нормативной сексуальной активности, так и локализованными в сфере сексуального развития. Последнее может быть связано с ненормативным прохождением этапов возрастной динамики формирования сексуальности, поскольку в отличии от всех других физиологических функций половые функции детерминированы возрастом (Васильченко Г.С.1990). Предполагается, что подобные нарушения могут проявляться двояко: во-первых в оценивании лицами с аномальным сексуальным поведением собственных действий связанных с сексуальной активностью, во-вторых - в выборе объекта такого рода активности. Таким образом, например, лица, стадающие парафилией и имеющие психологический возраст соответствующий тому уровню интеллектуального развития, когда еще не сформирована способность к мышлению в отрыве от действительной ситуации, не имеют возможности, в частности, соотносить свои действия в момент совершения девиантного акта со всем континууомом своего поведения и существующими нормами, что часто объясняет особенности осуществления деликвентных действий.

С другой стороны, нарушение возрастной идентичности может положительно коррелировать с выбором объекта сексуальной активности. Такого рода феномен в большей степени относится к расстройствам сексуального влечения в форме, так называемой хронофилии, и, в частности, к ее наиболее распространенной разновидности педофилии. Педофилией является влечение к малолетним, реализуемое в эротических сновидениях и фантазиях с представлением педофильных объектов, а также в эротических и сексуальных манипуляциях с детьми допубертатного возраста, сопровождающиеся отсутствием адекватной гетеросексуальной адаптацией или ее снижением на протяжении не менее 6 месяцев. Имеются данные о том, что лица с такого рода расстройством сексуального влечения претерпевают нарушения на ранних этапах сексуального развития, либо не проходя некоторые из них вообще, что детерминировано органическими нарушениями, либо, успешно пройдя один из этапов, испытывая сложности, связанные как с физиологическими, так и с социальными причинами, в прохождении следующего, фиксируются на успешно пройденном как положительно эмоционально окрашенном. Наиболее частой является фиксация на стадии репетиционной игры и, соответствующее выпадение стадии формирования норм выбора объекта сексуального влечения, вследствие чего в качестве такого объекта фиксируется представитель возрастной группы, связанной с положительными сексуальными переживаниями. Возможность такого рода переживания прошлого опыта как актуального показано последними исследованиями в области автобиографической памяти. Имеются данные о том, что лица с нарушением возрастной идентичности, испытывают сложности в когнитивном аспекте дифференцирецировки возраста жертвы. Предположение о влиянии особенностей возрастной идентичности на выбор объекта сексуального влечение особенно актуально применительно к инцестуозному поведению, т.е. сексуальным отношениям между близкими родственниками, наиболее распространенными из которых являются сексуальные отношения между родителями и детьми, поскольку предполагается особый статус в семье отца с нарушением возрастной идентичности и, как следствие особенности в формировании его сексуальной сферы, обусловленного в частности тем, что референтной группой для людей с подобными нарушениями являются дети. Такого рода исследование необходимо в настоящий момент в связи с ростом, согласно статистическим данным, числа случаев подобного поведения и данными о его влиянии на последующую психическую жизнь индивидов. Исследование в данный момент носит диагностический характер, а в последствии его результаты могут иметь профилактическое значение. В исследовании используются: методики каузометрии, МиФ, ЦТО, кодирование, модифицированный МиФ, а также проективные методики.