Исследование особенностей личностного развития подростков с тяжелым хроническим соматическим заболеванием (муковисцидоз)

Пятова С. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Цель нашей работы - исследование особенностей личностного развития подростков, развивающихся в условиях такого тяжелого хронического соматического заболевания (ТХСЗ) как муковисцидоз.

Мы попытались подойти к соматопсихической проблеме с позиций, отличных от подхода клинической психологии, а именно - рассмотреть аспект возрастного развития в условиях ТХСЗ.

Краткое описание клинической картины муковисцидоза (МВ).

Данное исследование проводилось по запросу МГНЦ РАМН "Научно-клинический отдел муковисцидоза" на базе отделения генетики РДКБ. Ежегодно в России рождается более 750 больных МВ. Причина болезни - генная мутация, приводящая к дегидратации секретов в организме человека. Поражаются все жизненно важные системы: бронхолегочная, пищеварительная, вторично поражаются сердечно-сосудистая система, печень и т.д. Заболевание, в основном, начинается в грудном возрасте. Больные МВ в 92% случаев отстают в массе, в 60% - и в росте. Прогноз МВ неопределенный, негативный.

Благодаря совершенствованию лечения, средняя продолжительность жизни этих больных в России на данный момент достигла 16-ти лет, что сделало актуальной задачу обеспечения психологической помощи и поддержки подростков, страдающих МВ.

ТХСЗ существенно изменяет прежде всего социальную ситуацию развития подростка, ставит его в специфические условия жизнедеятельности, которые отнюдь не являются нормой для данного возраста.. Оно ведет к ограничению круга контактов с окружающими людьми, изменяет уровень психических возможностей осуществления деятельности, вводит необходимость соблюдения режима, диеты, выполнения различных лечебных процедур, т.е. болезнь создает дефицитарные условия для развития личности человека. Необходимо меняется внутренняя позиция по отношению ко всем обстоятельствам жизни. В подростковом возрасте ситуация болезни может стать психической травмой, т.к., благодаря формированию подлинного самосознания, осознаются некоторые личностные смыслы болезни.

Ситуация, в которой развивается подросток с ТХСЗ, во многом нарушает процесс разрешения нормальных возрастных задач развития.

Одной из основных задач развития в подростковом возрасте является автономизация от родителей, переоценка и перестраивание отношений с ними. Но тяжело больному подростку необходима тесная связь с родителями, как физическая, для поддержания жизнедеятельности организма, так и эмоциональная, выраженная во взаимной поддержке. Выход из-под родительской опеки затруднен. Требования возрастные и связанные с болезнью противоречат друг другу.

Для подростка ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Из-за болезни многим подросткам показано обучение на дому, что существенно ограничивает их круг контактов со сверстниками.

Осознание соматических изменений, их включение в схему тела, в том числе, становление половой идентичности - одна из важнейших проблем периода полового созревания. При МВ имеют место проявления деформации грудной клетки и фаланг пальцев, хронический кашель с большим количеством мокроты, запаздывание полового развития и т.п. Это может оказать значительное влияние на формирование негативной самооценки подростка, на его положение среди сверстников.

Предварительное профессиональное самоопределение ограничено болезнью и является еще одним препятствием на дороге к самостоятельности.

Важной задачей развития выступает осознание временной протяженности своего "Я", включающей проекцию себя в будущее. Неопределенность прогноза нарушает возможности планирования жизненных целей, сужает временную перспективу, необходимую для нормальной жизнедеятельности. И в этой ситуации активность, установка на самореализацию и достижения в будущем теряют свой смысл.

Экспериментальное исследование.

В соответствии с целью исследования методики были направлены на выявление особенностей отношений с родителями, со сверстниками, временной перспективы, самооценки, проявления инфантилизма, эгоцентризма, повышенной тревожности.

Использовались три психодиагностические проективные методики: "Незаконченные предложения", "Рисунок несуществующего животного", "Цветовой тест отношений" Эткинда.

В исследовании принимали участие 15 подростков, госпитализировавшиеся в отделение генетики РДКБ в 1997 г. У всех испытуемых наблюдалось среднетяжелое течение МВ.

Результаты.

В области отношений с родителями выявилась тесная эмоциональная связь с семьей. Отношение к матери однозначно положительное. Интересно, что с матерью ассоциируется будущее. Отцы представляются довольно пассивными, и, в большинстве случаев, к ним выражено отрицательное отношение.

В области взаимоотношений с друзьями-сверстниками, при общем положительном отношении к ним (особенно противоположного пола), наблюдаются трудности в общении и возникающее отсюда чувство одиночества.

Личностные особенности подростков характеризуются амбивалентностью самооценки, изменением временной перспективы, тенденциями инфантилизма и эгоцентризма.

Причинами амбивалентной самооценки, по нашему мнению, являются, с одной стороны, безусловное принятие родителями, а с другой - низкий уровень достижений в деятельности и сравнение себя со сверстниками.

Сокращение временной перспективы личности выражено в акцентуации прошлого, при общем отрицательном отношении к нему. Будущее представляется подросткам прекрасным, но недостижимым, и является фрустрирующим фактором.

Признаки эгоцентризма обусловлены центрацией внимания семьи на больном ребенке, борьбе за его жизнь, и подросток также постоянно борется за свою жизнь.

Ясно проявилось выраженное отрицательное отношение к болезни, воспринимаемой подростками как "небытие" или "покой". Ситуация покоя вызывает тревогу, и избегается. Как основной компенсаторный механизм используется уход в фантазии.

Перспективы дальнейшей работы - исследование путей формирования указанных личностных особенностей и разработка системы психологических условий профилактики и коррекции данных тенденций развития.