Методика PSPA и возможности ее применения при организационном консультировании

Пустынникова Ю. М.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Методика PSPA была разработана в ГНЦ РФ Институте медико-биологических проблем В.И.Гущиным и В.А.Ефимовым и основана на анализе системы субъективных отношений обследуемого к себе и окружающим с использованием теорий личности Э.Берна и К.Роджерса, а также техники репертуарных решеток Дж.Келли. Она направлена на изучение особенностей взаимного восприятия, восприятия своего Я-образа, взаимоотношений в малой группе и позволяет прогнозировать “фаворита” и “аутсайдера” в группе. Несмотря на то, что методика отрабатывалась на группах, находящихся под воздействием факторов длительной изоляции и гипокинезии, принципы ее работы являются универсальными, что позволяет использовать ее для исследования любых малых групп.

Методика. При обследовании использовался компьютеризованный тест PSPA, направленный на выявление динамики Я-образа обследуемого и образов членов референтной группы. Обследуемый раз в 2 недели производил оценку своего Я-образа и образов членов группы с помощью предварительно выбранных им самим критериев. В дальнейшем проводился факторный анализ результатов тестирования и выявлялись 2 основных фактора, являющихся главентствующими в системе восприятия обследуемым себя и своего окружения. Строились карты взаимоотношений, отражающие психологическую “близость” обследуемого к другим членам пребывающей в гипокинезии малой группы.

Возможности методики. Методика PSPA позволяет выявлять внутригрупповую структуру (подгруппы), прогнозировать и выявлять “фаворита” и “аутсайдера” группы, помогает определить почву имеющихся в групе разногласий, конфликтов. Кроме того, она имеет некоторый психо-коррекционный эффект, поскольку требует от обследуемого повышенного уровня рефлексии и предусматривает наличие обратной связи. Вышеобозначенные возможности позволяют применять PSPA в организационном консультировании прит решении задач оптимизации психологического климата в трудовом коллективе, выявления и разрешения конфликтов, при приеме на работу и разработке кадровой политики.