Экзаменационная тревожность абитуриентов и студентов

Манухина С. Ю.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Тревожность – состояние, которое каждый, в той или иной степени испытывает в экзаменационной ситуации.В различных источниках тревожность определяется по-разному. Однако, они сходятся в том, что тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Состояние тревожности появляется в состоянии угрозы, опасности, обиды и др. При этом ее различные формы приводят к изменениям в протекании психоло-гических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения, а также к ряду других физиологических отклонений.

В ситуации экзаменов тревожность зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда способности оцениваются со стороны. Так как эти переживания не вносят вклада в решение задания, а только отвлекают внимание от усилий, связанных с поиском решений, то они препятствуют проявлению способности, необходимой для достижения цели.

На разных людей, в зависимости от темперамента, возраста и ситуации, состояние тревожности может производить либо мобилизующее, либо сковыва-ющее действие. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать средства определения степени тревожности и комплекс мер, как предупреждающих ее возникновение, так и ликвидирующих.

Так, одной из методик по снятию тревожности является телесно- ориентированная психотерапия “Единый мозг”, содержащая дыхательные и физические упражнения.

Существует ряд средств по предупреждению возникновения тревожности. Одним из них является страхование от возможных провалов на вступительных экзаменах.

Таким образом, хотя волнение перед контрольными, экзаменами, конкурсными испытаниями - естественное и совершенно нормальное состояние, с ним можно справляться специально разработанными средствами и методами, когда не удается справиться самостоятельно.

Основные теоретические подходы к проблеме посттравматического стресса