Опыт использования учебного диалога как средства рефлексии профессиональных ценностей

Намятова И. М.

Уральский профессионально-педагогический университет

Успешное профессиональное становление личности зависит от ее способности адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность, то есть от того, в какой степени человек способен к рефлексии всех значимых аспектов своей профессионализации. Для успешной работы в постоянно изменяющихся условиях, ему мало имеющихся знаний и умений, то есть для оптимального соответствия требованиям профессии необходимо систематическое обновление профессионального образования, без чего отставание от профессиональной жизни может стать роковым. Процесс рефлексии непрерывен и для некоторых естественное следствие практической работы, требующее все новых и новых знаний, ведет к обновлению и обогащению своего профессионального образования. Но есть и такая категория людей, которым надо помочь осознать важность, ощутить потребность в самосовершенствовании, чтобы "включить" механизмы целенаправленного самообразования. Постоянная переоценка ценностей вообще- закономерный результат диалектики жизни человека, перестройки его взаимоотношений с миром, прежде всего с самим собой, с другими людьми, с обществом. В результате внутренних условий на основе сформированного психологического механизма дифференциации вступают в действие, актуализируются те или иные ценности. Здесь важно помочь человеку задуматься над тем и тогда, над чем и когда это полезнее всего человеку - профессионалу. Однако, проникнуть во внутренний мир личности нельзя путем " безучастного нейтрального анализа ", невозможно это и методами вчувствования, слияния с ним, так как этот мир неизмеримо глубок. Лишь в ходе общения с человеком можно способствовать его свободному самораскрытию. Диалог, по-видимому, актуализирует позиции субъекта в острых ситуациях побуждает к пересмотру ценностей, отказу от чего-то в себе, поиску путей самоизменения.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы разработать психотехнологию учебного диалога, побуждающего к рефлексии профессиональных ценностей, адаптировать ее в профессиональном обучении взрослых, исследовать ее эффективность как средство рефлексии.

Экспериментальная процедура включала три этапа:

  1. проведение самодиагностики личностных ценностей до начала диалога;
  2. организация учебного диалога, направленного на рефлексию профессиональных ценностей в соответствии с разработанной психотехнологией;
  3. проведение повторной самодиагностики ценностей.

Процесс рефлексии профессиональных ценностей можно интерпретировать как экстериоризацию и последующую интериоризацию системы рефлексивных связей субъекта с другими людьми, основывающуюся на способности к мысленному отражению позиции другого или представлений других об особенностях видения профессиональных ценностей.

В качестве соответствующего методического приема мы выбрали диалог. Изменения в предпочтениях выборов одних и тех же ценностей до и после инициации их обыгрывания на вербальном уровне могут служить индикаторами сдвигов самих ценностных критериев на основе рефлексии профессиональных ценностей, хотя необходимо помнить, что весь "текст" автора, то есть иерархия ценностей, может оставаться сохраняемой, трансформации подвергается процесс понимания и вовлекаемого в него сознания, точнее, содержание сознания понимающего. Поэтому в конце занятия предусмотрена специально разработанная методика "Незаконченные предложения".

Сам диалог использовался с целью:

  • рефлексии профессиональных ценностей;
  • активизации познавательной деятельности, эксплицирующей возможные обоснования следствий принятия тех или иных мнений;
  • обеспечения необходимой полноты круга обсуждаемых тем и достаточной степени обобщенности высказываний участников.

Эксперимент проведен на группах студентов, получающих высшее образование по специальности "Менеджмент. Экономика" на базе среднего образования в ИПК УГТУ-УПИ.

Проведенные занятия показали, что имеются достаточно широкие возможности для организации процесса рефлексии профессиональных ценностей с помощью учебного диалога и выявили необходимость доработки процедуры исследования. Таким образом, пилотажное исследование показало следующее.

Необходимо обозначить цель занятия, с четким указанием на то, что участники смогут получить в результате обучения для саморазвития в личностном и профессиональном планах.

Должно быть проведено первоначальное информирование (лекция), включающая раскрытие в доступной для слушателей форме основных теоретических понятий темы: ценность, профессиональная ценность, рефлексия, диалог, стратегия и тактика ведения диалога.

Требуется показ динамики личностных и профессиональных ценностей в возрастном и профессиональном аспектах.

Используемые примеры по ходу лекции, должны основывается на ситуациях профессиональной деятельности знакомых данному контингенту участников.

Следует предоставить возможности для демонстрации примеров из личного и профессионального опыта участников.

Диалог проводится с ориентацией на актуальную ситуацию, то есть личностно-значимую. При этом следует Исключить возможность конформизма.

Организатор должен иметь список профессиональных ценностей, соответствующих специфике профессиональной деятельности участников.

Акцентировать внимание следует не на результат, а на процесс как тестирования, так и самого диалога, на способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции.

В случае пассивного участия во время диалога надо подготовить наводящие и провоцирующие активность вопросы как для оппонентов, так и для остальных слушателей.

После каждого высказывания формируется краткое резюме участников диалога, так как краткое обобщение не только облегчало восприятие данной позиции остальным, но и одновременно проясняло самому говорившему "внешний", "звучащий" смысл его утверждений. Это могло восприниматься им самим как открытие. Часто таким субъективным открытием становилось само существование разных мнений или разных следствий из высказывания.

После диалога между оппонентами следует предоставить возможность для критики концепций присутствующими слушателями.

В конце занятия обязательным является предоставление всем возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами, руководящими диалогом.

Итак, создание рефлексивной среды предполагает: в мышлении - проблемно- конфликтных ситуаций; в деятельности - установки на кооперирование, а не на конкуренции; в общении - отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта другого для себя.