Генез автобиографического рассказа

Никанорова Л. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Настоящая работа посвящена теоретическому анализу развития автобиографического рассказа (АР) в онтогенезе. Параллельному рассмотрению могут подлежать две линии жизненного пути личности: объективный путь личности, понятие которого зафиксировано в значении биографии и субъективный путь, отраженный в автобиографической памяти.

Процесс автобиографического воспоминания свидетельствует об осознании своей личной истории, о превращении натурального процесса памяти в культурно-обусловленную, социализированно-вербализованную по форме и произвольную по характеру своей регуляции,то есть становится Высшей Психической Функцией. АР является объективной, “материализованной” формой АП.

“Автобиографическая память — это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности.” (3, стр.27)

Автобиографический рассказ — является объективным выражением психологического Я личности, управляемым с одной стороны законами и нормами речи (и потому его развитие детерминировано), с другой стороны психологическими механизмами памяти.

Теоретически значимым представляется вопрос о детской амнезии. Феномен отсутствия воспоминаний у детей до 3-4 лет, равно как и смутные воспоминания взрослого об этом вопросе привлекал внимание многих исследователей. Непосредственные переживания детского возраста по самому своему существу несовместимы со схемами взрослого человека (Пиаже). Детская схема изменяется по мере роста ребенка и воспоминания более ранних возрастов просто не подходят к новым. В детстве опыт ребенка организуется таким путем, который позднее закрывается для взрослых. Годы изощренной аккомодации делают невозможным воспоминания о нашем собственном детстве и полное понимание детства любого другого человека (Брунер, 1972).

Явление детской амнезии не есть явление полной утраты опыта детства, а скорее его блокировки в моторных системах, трудно поддающихся вербализации Таким образом, специфика ранних форм автобиографической памяти ребенка состоит в построении на основе предметно-пространственной деятельности вне развитых систем образов и языка. Проявление и изменение этих форм — не спонтанно идущий процесс, а процесс их становления в ходе формирования взаимосвязанной взрослым предметно-практической деятельности ребенка.

Существующие социальные отношения между ребенком и взрослым, а также взаимоотношение между детьми служат основе социализации. Известный американский исследователь Nelson рассматривает 3 вида памяти: эпизодическую, генеральную и автобиографическую. Она в своих работах утверждает, что дети до определенного возраста обладают эпизодической и генеральной памятями и могут не иметь АП. Другими словами, дети способны запомнить эпизоды и неспособны сформировать из этих эпизодов АР.

Одним из феноменов, который может внести ясность в задачу объяснения АП является феномен детской амнезии. Pilmmer and White провели исследование, в котором они опрашивали взрослых о самых ранних их воспоминаниях. Средний возраст первого воспоминания - 3,5 года. Когда ребенок научается рассказывать про себя, рассказывать свою историю и, таким образом, преодолевает детскую амнезию. Такое понимание преодоления детской амнезии называется “моделью социальной интеракции”.

В отличие от теории смены схем, модель социальной интеракции утверждает, что дети научаются овладевать своей памятью в доступной для себя форме. Они научаются способам формулирования своей истории в качестве рассказов. Nelson рассматривает различные типы диалогов матери и ребенка о случившихся событиях, классифицируя дискуссии в два типа: 1) Рассказывающий тип (способствующее развитию АП). 2) Прагматический тип (тормозящее развитие АП).

Проблема детской амнезии, по мнению К. Nelson, — это проблема доступа к информации. Мать, которая действует рассказывающим путем, сцепляет чувственную ткань образа-воспоминания с рассказом. То есть, мать формирует рассказ интуитивно, отражая, комплексную структуру АР, в которой присутствуют следующие компоненты: кто, что, где, когда, другие люди. Ребенок отвечает матери на эти вопросы, формирует под ее руководством рассказ и вспоминает вместе с чувственной тканью. Существуют три измерения психического: Чувственная ткань - Значение - Смысл. Воспоминание передается ребенку матерью,а смысл формируется в диалоге. Способ построения АП, где родитель строит вместе с ребенком на основе существующих чувственных образов АР, является путем действительного развития АП. Опираясь на доказательства подобного рода, Nelson конструирует теорию о том, как память развивается в раннем детстве и о том,как устроена система АП. Она утверждает, что другие виды памяти, в целом, играют адаптивную функцию. Для цели адаптации существенной представляется генеральная память. В генеральной памяти фиксируются повторяющиеся ситуации (сценарии-стереотипы). Эпизодическая память — это оперативное хранилище памяти, то есть, эпизоды, которые сейчас присутствуют, но еще не обработаны. Существует еще один вид памяти - автобиографическая. Главная функция АП — это разделение своей памяти с другими людьми. Эта функция реализуется с помощью языка. Еще одной чертой, которая характеризует выход из детской амнезии является открытие ребенком временной перспективы жизни.

Авторы монографии “Autobiographical memory: Remembering What and Remembering When.” (Thompson, Kowronski, Larsen, Betz) утверждают, что успешность датирования событий зависит от степени овладения реконструктивными стратегиями, транслируемых взрослым. Одним из центральных критериев наличия АП является временная конфигурация прошлого с актуальными им потенциальными возможностями доступа к датировки конкретных событий с использованием стратегий.

Восприятие времени является не только характеристикой АП, но и показателем уровня развития мышления. АП, как одновременно личностная и познавательная психическая функция, может строиться и преобразовываться лишь в соответствии с параллельным развитием стадий мышления. При переходе от комплексного мышления к понятийному, мышление приобретает: стабильность, абстрактность, существенность выделения для ориентации признаков. Эти признаки распространяются на восприятие времени.

Ребенок выходит за пределы детской амнезии для того, чтобы в первую очередь реализовать социальные функции АП. Пробуждение АП, ее становление делает возможным формирование социального взаимодействия между ребёнком и взрослым,делает передачу взрослого опыта эффективным (возникает возможность систематически запоминать и структурировать знания). АП играет центральную роль в задании обучающей ситуации,которая ведёт за собой развитие ребёнка.

АП представляет собой самостоятельный вид памяти, единицами организации которой являются автобиографические воспоминания. В своей работе мы исследовали АР у детей 4-5 лет. Наше исследование подтвердило то, что:

  1. Взрослый, обладающий сложившейся АП транслирует ее ребенку.
    • Структура АР включает в себя структуру описания эпизода, транслируя с помощью прагматичных диалогов по Nelson.
    • Взрослый, владеющий временными стратегиями датировки событий прививает ребенку навыки использования.
  2. В ходе взаимодействия ребёнка со взрослым над чувственным базисом восприятия надстраиваются значение и личностный смысл. Только в полноте этой триады АП становится автобиографическим фактом.
  3. Макроструктура АП (судьба) представляет собой совокупность воспоминаний, имеющая временную организацию, и влючающая четыре различных источника.
Истинные натуральные
социальные
Ложные артефактные
фантазийные

Литература:

  1. Nelson, K. Remembering and telling: A developmental story. Journal of Narrative and Life History, 1991, Vol 1 (2-3)
  2. Nelson K. Explaining the Emergence of Autobiographical Memory in Early Childhood in Theories of Memory, New York, 1993
  3. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования. Психологический журнал том 17, №2, 1996, с.16-29.