Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности и общение детей дошкольного возраста

Костяк Т. В.

Московский педагогический государственный университет

В современной психологии проблема психодинамических качеств личности является одной из наиболее сложных и малоисследованных, хотя без решения этой проблемы невозможно объективное понимание путей формирования личности и процесса личностного роста, а также разработка методов коррекции отклонений, возникающих в процессе развития личности.

Ведущими отечественными и зарубежными психологами доказано, что врожденные психодинамические качества определяют индивидуальный путь развития личности и являются основой для формирования индивидуального стиля деятельности и общения. Именно эти стили обеспечивают гармоничное развитие личности, успешность процесса социализации, что приобретает особое значение в наше время, когда активность, самостоятельность, волевые черты характера становятся залогом полноценной жизни человека в обществе.

Несмотря на всю важность проблемы психодинамических качеств, данная проблема является практически неразработанной в современной психологии. Взгляды психологов на проблему психодинамических особенностей составляют широкий спектр представлений от признания психодинамических свойств, определяющими все остальные свойства личности (такова точка зрения Г.Айзенка) до признания безразличия данных свойств по отношению к личности (школа А.Н.Леонтьева и школа Б.М.Теплова). Между этими двумя полюсами располагаются самые различные взгляды психологов на эту проблему. В теории Г.Айзенка исследуется соотношение между тремя психодинамическими свойствами: экстраверсией, нейротизмом (эмоциональной стабильностью) и психотизмом (степенью реактивности). По мнению Г.Айзенка, психодинамические свойства составляют генотипическое ядро каждого свойства личности.

У.Шелдон рассматривал психодинамические качества как определенный уровень личности выше физиологических функций и ниже приобретенных убеждений.

Р.Кеттел поставил психодинамические качества в один ряд с другими качествами личности, что нашло отражение в созданной им многофакторной концепции личности, где психодинамические качества – одни из многих других.

Представители гуманистической психологии Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу рассматривают свойства темперамента в двух планах:

  1. как “сырой материал”, на основе которого формируется личность;
  2. как экспрессивные проявления других свойств личности.

В отличие от зарубежных теорий, отечественная психология основой личности считает систему диспозиций, отношений, установок, определяющих направленность личности. В русле традиций школы И.П.Павлова свойства темперамента рассматриваются как обусловленные свойствами общего типа нервной системы.

В школе Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева исследования личности ведутся вне связи с изучением свойств темперамента. А.Н.Леонтьев, основываясь на принципе социальной детерминации личности, полагал, что свойства темперамента являются лишь необходимыми предпосылками развития личности, однако в русле данной школы вопрос о роли и значении свойств темперамента не ставится и не решается.

На общем положении о различной детерминации направленности личности и свойств темперамента основываются представления о темпераменте, разрабатываемые в школе Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына, как об изолированной структуре вне связи со свойствами личности.

Несколько иное представление о сущности и роли свойств темперамента мы находим у С.Л.Рубинштейна и В.Н.Мясищева, которые считают свойства темперамента свойствами личности, характеризующими ее динамическую сторону. В рассмотрении проблемы свойств темперамента эти ученые придерживаются принципа двойной детерминации данных свойств свойствами общего типа нервной системы и содержательной характеристикой личности, однако механизм такой двойной детерминации остается неясным.

Самая распространенная точка зрения на проблему психодинамических свойств в отечественной психологии – рассмотрение свойств темперамента одновременно в двух планах: 1) как одно из свойств личности; 2) как природную основу личности. Однако слабым местом данной теории является рассмотрение личности как суммы мотивов, отношений, свойств темперамента, характера и т.д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что и отечественные, и зарубежные психологи если и признают наличие зависимости между свойствами личности и темперамента, то указывают на ее непосредственность. Если же эта зависимость отсутствует, то значит, между этими двумя категориями свойств нет никакой связи.

Принципиально иная точка зрения по данному вопросу представлена в теории В.С.Мерлина, рассматривающего психодинамические свойства в опосредованных и многозначных связях с другими физиологическими и психологическими свойствами. В.С.Мерлин подчеркивает обусловленность психодинамических свойств биохимическими особенностями организма через посредство нервной системы. Психодинамические качества выражают реактивность личности и конкретность включенности личности в деятельность. К числу психодинамических качеств относятся экстраверсия, экстрапунитивность, тревожность, импульсивность, пластичность, эмотивность.

Задачей нашего исследования является изучение роли различных психодинамических параметров в развитии личности ребенка.

Для изучения индивидуальных особенностей личности нами использовались следующие методики:

  1. Методика “Десять отличий”
  2. Экспериментальное исследование установки
  3. Наблюдение за эмоциональностью детей
  4. Восьми цветовой тест Люшера.

Для исследования уровня развития социальных эмоций нами использовались проективные рисуночные тесты “Самое красивое - Самое некрасивое”, “Самое доброе - Самое злое”.

Исследование структуры личности проводилось при помощи теста детской апперцепции САТ, фрустрационной методики Розенцвейга, проективных рисуночных тестов “Дом. Дерево. Человек”, “Рисунок несуществующего животного”, детского опросника Айзенка.

Данные методики, на наш взгляд, диагностируют различные стороны личности ребенка (индивидуальные особенности, уровень развития социальных эмоций, особенности эмоциональной сферы), что обеспечивает возможность комплексного подхода к исследуемой проблеме.

Предварительный анализ результатов исследования показал, что в дошкольном возрасте приоритетное значение приобретает эмотивность, которая способствует выработке индивидуального стиля общения. Помогают социализации такие качества, как пластичность и импульсивность. Высокий уровень социализации, пластичность и импульсивность, в какой-то мере могут скорректировать недостаток эмоциональности. В ходе нашего исследования также выяснилось, что разные психодинамические качества практически не коррелируют между собой, и их набор абсолютно индивидуален. Также мы предполагаем, что на основании базовых психодинамических свойств (импульсивность, пластичность, эмотивность) могут быть предсказаны более сложные качества, имеющие отношение к личности: общительность-необщительность, агрессивность, тревожность. В ходе нашего исследования выяснилось, что значение разных психодинамических свойств изменяется в зависимости от возраста и психического процесса. На развитие общения в дошкольном возрасте, по нашим данным, основное влияние оказывает эмотивность. Также в качестве приоритетных для психического развития можно выделить такие качества, как пластичность и импульсивность. Также оказалось, что отклонения в процессе личностного развития главным образом связаны с наличием таких психодинамических качеств, как ригидность и рефлексивность, причем эмоциональность в сочетании с названными качествами может лишь ухудшать общее состояние ребенка.