Метод "дубликата" как вариант защиты личности исследователя при использовании методов "полевого наблюдения"

Серавин А. И.

Санкт-Петербургский государственный университет

Изучая поведение, исследователь сталкивается с рядом сложностей связанных с собственными личностными изменениями, появляющимися вследствие методов “полевого” наблюдения. Особенно яркие изменения поведения самого исследователя наблюдаются при использовании метода включенного наблюдения. Так в исследованиях зоопсихологов, антропологов и этологов [Р.Ф.Лесли, 1987; Д.Л.Гудол, 1974, 1993; Ф.Моуэт, 1992; Х.Майнхардт, 1983; Д.Фосси, 1990 и др.] отмечались личностные изменения, которые проявлялись не только в изменениях их поведения, но нередко приводили к неверной интерпретации данных исследования. Чаще всего исследователи при самоанализе подмечали у себя изменение поведения, проявлявшееся, в первую очередь, в очеловечивании интерпретируемых поведенческих реакций у животных. Далее этот эффект наблюдается в изменении поведения самих исследователей. Так Ф.Моуэт, научившись спать, как волки (свернувшись калачиком и через определенные промежутки времени просыпаясь и осматриваясь), вернувшись с полевых исследований, еще долго не мог избавиться от этой привычки. Подобные трудности наблюдаются и у людей занимающихся социально-психологическими исследованиями.

При исследовании таких субкультур как: игровики (толкинисты, реконструкторы, поединщики и др.), эфирщики, “влекомые землей” (спелеологи, спелестологи, пещерники, дигеры) – при самоанализе я замечал определенные личностные изменения, вследствие использования метода “включенного” наблюдения. Нечто похожее наблюдалось и у коллег изучающих другие субкультуры. Имитация исследователями поведения “подопытных” является одним из составных частей метода. Использование метода включенного наблюдения представляет некоторую опасность для личности и поведения исследователя.

На наш взгляд, оптимальная защита личности и поведения исследователя будет наблюдаться при использовании методов “дубликата” личности, исследуемых М.Ш.Магомед-Эминовым. Исследователь создает образ, наделенный определенными свойствами и характеристиками, необходимыми для успешного исследования группы. Этот образ существует независимо от самого исследователя. Так появляется возможность наблюдать за происходящими событиями “со стороны”, в то время как созданный образ корректирует его поведение в исследуемой ситуации. Данная методика поможет исследователям обойтись с минимальными личностными изменениями после применения методов “включенного” наблюдения.