Актуальные проблемы психологических механизмов личностного выбора

Зигангиров Р. А.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Проблемы психологических механизмов выбора на сегодняшний день актуальны как в области теоретической психологии, являясь насущными вопросами психологии личности, так и в практической психологии, например, в психологии потребительского поведения.

В общетеоретическом контексте в психологии выбора наметился ряд проблем настоятельно требующих своего разрешения.

Во-первых, недостаточным для понимания процесса осуществления выбора оказывается исследование динамики ценностно-смысловой сферы человека без обращения должного внимания на конкретно-операциональный аспект выбора. Здесь встают вопросы об элементарной единице оперирования в ценностно-смысловой сфере человека в ситуации выбора и о внутренней структуре самого выбора.

В вопросе о целостной единице оперирования ценностно-смысловой сферой человека в ситуации выбора непонятным является то, каким образом сознание человека, осуществляющего выбор, иногда, почти мгновенно оперирует массой необходимых для этого атрибутов: мотивов, смыслов, ценностей, установок, диспозиций, целей, потребностей и т.д. Обычно этот процесс представляется как бы подвешенным в воздухе, не к чему из конкретной жизнедеятельности человека не относящимся. В качестве возможного решения этой проблемы, как целостная единица операций выбора нами рассматривается категория символа. Это та бытийная реальность человека, которая органично вбирает в себя все атрибуты осуществления выбора.

Так как в процессе выбора участвует не один механизм, а их система, то внутренняя структура выбора может рассматриваться как функциональный орган, складывающийся под реализацию конкретных целей. Его можно понимать как стратегию или эвристику, то есть как систему приёмов, формирующихся конкретно к ситуации. Он не ограничен привычными шаблонами и несёт в себе творческое начало. До сих пор остаётся неясной природа стратегий и эвристик. Мы предлагаем понимать эвристики и стратегии как символические явления.

Второй важной общетеоретической проблемой выбора является проблема порождения активности человека в некоторых ситуациях выбора. Она связана, например, с явлением постановки человеком перед собой сверхзадач. Решение проблемы порождения активности в этих ситуациях видится в разработке психотехнического аспекта выбора.

В психологии потребительского поведения проблемы психологических механизмов выбора концентрируются вокруг вопроса о том, как человек отстаивает свою свободу и индивидуальность в ситуации фактически навязываемого обществом диапазона альтернатив выбора товаров. Проблема индивидуальности потребителя оказывается важной, потому что объектом потребления являются не сами вещи, а отношения между людьми, выраженные в вещах. То есть выбор потребителем вещи можно рассматривать как акт её символизации, придания ей символического содержания, отражающего взаимоотношения между людьми.