Об особенностях самосознания студентов-первокурсников различных профессий

Белоусова В. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Существуют ли определенные различия в самосознании студентов определяемые выбранным факультетом? Проявляются ли эти особенности (связанные с профессиональной направленностью) уже у студентов первого курса?

Исследование проводилось на 5 факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова: физическом, филологическом, психологическом, историческом и ВМиК. После установления контакта испытуемым было предложено письменно ответить серией утверждений (от шести и более) на вопрос “Кто Я?”. Исследование проводилось в групповой форме. В результате было получено 110 работ (728 высказываний). На основании полученного материала можно говорить о следующих результатах. Очень важно заметить, что отнесение себя к профессиональной группе у студентов-историков, психологов, физиков, филологов и ВМиК не одинаково.

На психологическом факультете только 7 из 25 опрошенных студентов в своих утверждениях - “я будущий психолог”, “я психолог (начинающий)”, “я студент психологического факультета” - указывали на свою принадлежность к профессии.

Не многие студенты-историки (6 из 25 респондентов) осознают себя как представителя будущей профессии; для большинства из них характерна общая особенность - их самосознание сильно социализировано (“Я гражданин России”, “Я москвич” и т.д.)

На филологическом факультете можно наблюдать схожую картину. Большинство утверждений касаются сторон личной жизни (“Я девушка своего парня”, “Я хорошая подруга” и т.д.) и достаточно мало профессиональной направленности.

В отличие от данных полученных на гуманитарных факультетах, на факультетах ВМиК и физическом указали на свою принадлежность к профессиональной общности значительно большее число студентов. Для многих студентов физического факультета ( 14 из 20 имеющихся) характерны утверждения: “Я будущий физик”, “Я физик”, “Я студент физического факультета” и т.п., которые стоят на одном из первых мест в работе (что говорит о важности этого аспекта для личности). Необходимо отметить наличие утверждений, выражающих гордость в причастности к данному факультету (“Я студент лучшего факультета”, “ Я физик и это круто!”), этого нет в работах студентов гуманитарных факультетов. Эти же закономерности наблюдаются и в работах студентов ВМиК.

Выводы:

  1. Уже у студентов первого курса наблюдаются особенности самосознания, связанные с профессиональной направленностью.
  2. Наблюдаются определенные различия в самосознании студентов-гуманитариев и студентов-естественников с преобладанием отнесения себя к профессиональной группе у последних.