Имидж: ольфакторная модальность в межличностной перцепции

Рыхлевская Е. И.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Ольфакторная модальность является одной из релевантных систем отражения невербального поведения (наряду с оптической,аккустической, тактильной системами). Особую значимость ольфакторная информация проявляет в определенных специфических ситуациях и в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения, ухода матери за ребенком, в ситуации врач-больной и др. Выделяют два типа запахов, относящихся к ольфакторным компонентам невербального поведения: естественные (запах тела) и искусственные (косметики, парфюмерии, посторонние).

В рамках декодирующего подхода к пониманию невербального поведения, для партнеров по общению информативно любое невербальное поведение собеседника. Кодирующий подход предполагает интенцию со стороны коммуникатора в передаче какой-либо информации средствами невербального поведения, создание невербального контекста общения. Контролируемая невербальная коммуникативная активность субъекта общения в сфере запахов возможна только в сфере искусственных запахов, поэтому использование определенной парфюмерии является показателем общей культуры человека и информативным компонентом невербального общения. Естественные запахи в настоящее время в развитых культурных сообществах являются социально нежелательными. Безусловно, они участвуют в регуляции коммуникативных процессов (например, обеспечивают узнавание друг друга партнерами, членами семьи и др). Тем не менее, представляется целесообразным выбор в качестве объекта изучения социально адекватных компонентов ольфакторной системы невербального общения.

Исследования особенностей опознания невербального поведения партнерами по общению показали, что невербальные стимулы могут представлять одну или несколько из следующих категорий психологических значений: действия, состояния, отношения, качества личности, статус, роль. Поисковое исследование, проведенное автором методом свободных ассоциаций (достраивание образа человека по запаху) показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются такие информативные категории, как пол, возраст, внешность, социальный статус, качества личности и , отчасти, состояния (настроение, например). И если пол, возраст, внешность партнера по общению репрезентируются главным образом через оптическую систему отражения, то вопрос о прогнозировании качеств личности собеседника на основании восприятия его запаха является дискуссионным.

Целью следующего проведенного исследования являлось выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах личностных черт. Исходя их того, что восприятие личностных качеств собеседника происходит в контексте социального взаимодействия, были выбраны для изучения не мотивационные, а характерологические личностные черты (черта как выбор определенных способов поведения в определенных ситуациях). Испытуемым (20 человек) предлагалось оценить 11 запахов популярных духов (запахи предъявлялись в виде пробника) по 5-балльным шкалам биполярного семантического дифференциала. На полюсах шкал были указаны житейские описания 16-ти личностных черт (факторов) Кеттела. Последовательность предъявления запахов определялась рандомизацией.

В результате факторного анализа полученной матрицы оценок, усредненной по испытуемым, были выявлены 5 факторов: креативность, активность, самоконтроль, коммуникативная компетентность, независимость. Фактор активности прямым образом соответствует универсальному фактору активности, полученному создателем метода семантического дифференциала Осгудом; фактор самоконтроля - фактору силы (неслучайно, Кеттел упоминает о таком факторе, как эрго-сила, в терминах самоконтроля, саморегуляции). Первый фактор, креативность, может рассматриваться как соответствующий фактору оценки. Данный фактором является основным источником межиндивидуальной вариативности данных. Если факторы “силы” и “активности” включают у различных испытуемых сходные личностные черты, то “креативность” (если рассматривать ее в контексте поведения как особый социальный стиль поведения) понимается по-разному. Предполагается, что выделенный фактор характеризует социальный стиль вообще, а в данном исследовании креативность выступает как социально желательный и высоко оцениваемый способ поведения в данной группе испытуемых.

Полученные данные открывают перспективы для дальнейших исследований межличностной перцепции в рамках ольфакторной модальности. Выделение перцептивных инвариантов интерпретации искусственных запахов в терминах личностных черт позволяет использовать полученные знания при конструировании имиджа путем использования соответствующих запахов, разработке упаковки и рекламы парфюмерии и других товаров, важным потребительским свойством которых является запах.