ЗБР для формирования у подростков адекватного межличностного восприятия сверстников

Сухова А. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

В настоящее время значительное число исследований посвящается изучению психологических особенностей подросткового возраста. Этот возраст характеризуется бурным развитием большинства психических процессов, в том числе в этот период происходит становление самосознания и межличностного восприятия. Предполагается, что человек познает самого себя через общение с другими людьми. Поэтому развитие межличностного восприятия важно не только само по себе, но и необходимо для становления самосознания, развития адекватной самооценки.

В межличностном восприятии исследователями выделяются два основных аспекта – когнитивный и аффективный. Мы занимаемся изучением когнитивного компонента межличностного восприятия. В данном исследовании нами изучалась адекватность межличностного восприятия подростков. В качестве критериев адекватности оценок мы использовали критерии, описанные в работах Н.А. Рождественской. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 11 – 14 лет. В результате эксперимента нами было выявлено, что у большинства подростков 14 лет межличностное воприятие становится более адекватным, в то время как восприятие 11-летних подростков практически неадекватно. В 11 лет дети еще мало задумываются о психологических особенностях других людей. Очень часто они дают неправильные трактовки качеств личности человека, а зачастую вообще не могут сказать, что они подразумевают под тем или иным понятием. В возрасте 12-13 лет подростки уже начинают разбираться в определенных личностных качествах, хотя адекватные характеристики у них часто сочетаются с неадекватными. В этом возрасте подростки уже с интересом рассуждают на тему о личностных свойствах. Таким образом, возраст 12-13 лет является сензитивным для развития адекватности восприятия.

Предварительные результаты формирующего эксперимента позволяют утверждать, что возраст 12-13 лет является зоной ближайшего развития для формирования у подростков адекватного межличностного восприятия сверстников.