Влияние ритма музыки на внимание студентов

Бианки В. А., Шаронова П. А.

Санкт-Петербургский государственный университет

Мы обратились к психологии личности и к проблемам восприятия музыки в смысле исследования влияния музыкального ритма на внимание. Проверялось две гипотезы: о наличии влияния ритма музыки на внимание и о существовании оптимальных для внимания ритмов.

Исследование проводилось на выборке студентов первого курса различных факультетов СПбГУ (30 человек). Средний возраст испытуемых – 17-19 лет. Музыка представляла собой современные однотипные электронные композиции без вокала. Прослушивание осуществлялось с помощью профессиональной музыкальной аппаратуры при мощности звука в 30 ватт.

Для определения наиболее вероятного диапазона значений оптимальных ритмов было проведено предварительное исследование на выборке из 10 человек. Данные предварительного исследования послужили основанием для выбора ритмов (измеряемых в ударах в минуту), которые использовались в основной серии экспериментов.

Сбор эмпирического материала осуществлялся по следующей схеме. Тестирование проводилось в течение 3-х недель по 2 раза в неделю. На первом занятии испытуемые выполняли задания в тишине, а на остальных – при наличии музыкального фона. Ритм музыки в течение каждого отдельного занятия был постоянным. От занятия к занятию ритм учащался. Испытуемым давалась инструкция: в течение первых 15 минут просто слушать музыку (в первом эксперименте – соблюдать тишину), а затем, также под музыку, выполнить тест на внимание (“Корректурная проба”).

Обработка полученных данных проводилась в два этапа. Первый этап заключался в подсчете средних значений по всей выборке. Второй этап обработки начался после того, как были получены все данные. Он состоял в анализе корреляций между ритмом музыки с одной стороны и вниманием с другой на различных уровнях достоверности. Также были построены графики, показывающие отношение измеряемых показателей при каждом ритме к “норме” этих показателей (для нахождения оптимального диапазона за “норму” были взяты значения, измеренные без музыки) и к среднестатистическим показателям.

Наилучшие результаты испытуемые показали при фоновой музыке с ритмом 90-150 ударов в минуту (у/м), а “пики” внимания пришлись на 95 у/м и 125 у/м. В этих точках получились приблизительно одинаковые данные по количеству просмотренных строк и по количеству ошибок. Причем показанные при этих ритмах результаты были выше среднестатистических и выше значений, полученных без музыки.

Эти данные показывают, что ритм музыки влияет на внимание и что существуют оптимальные ритмы, при которых студенты наиболее успешно выполняли задание. Результаты подобных исследований в дальнейшем могут оказаться полезными для организации учебного процесса и, особенно, для домашних занятий школьников и студентов.