Онтогенез метафоры

Самойлова М. В.

Сургутский государственный университет

Метафоричность в онтогенетическом развитии речи может быть понята только как особое свойство нашего языка, как принцип, организующий наше языковое взросление, с одной стороны, и как принцип, представленный всей социальной средой, всей нашей деятельностью - с другой. Не умаляя значения лингвистического определения метафоры как некоторого оборота речи, некоторой жесткой формы, приходится, однако, признать данное определение имеющим невысокую продуктивность для понимания генезиса метафоры с психологической точки зрения. Психолога интересует в метафоре не просто ее форма, ее особенное, отличное от простого слова внутреннее построение, но в первую очередь сами условия возникновения и функционирования метафоры. Чем обусловлена особенность метафоры? Когда появляется она в речи ребенка? Для чего? Как она влияет на весь ход дальнейшего развития?

Совершенно очевидно, что метафора - продукт речевой и материальной культуры, вместе с тем она же является средством ее формирования, так как генетические корни метафоры лежат в развитии и изменении мышления и речи, которые определяют нашу культуру и определяются ей. Следовательно, одна из задач, стоящая перед психологом, - уяснить качества данных изменений, то есть то, что происходит, и как эти изменения влияют на деятельность ребенка в целом. Непрерывная трансформация детского бытия несомненно ведет к трансформации языка, однако влияние одной сферы на другую не может быть односторонним. Как преобразуется детское бытие вместе с преобразованием языка, что изменяется в нем - еще один вопрос, занимающий нас сегодня.

Что же мы можем считать метафорой, которая так неотвратимо должна изменить всего ребенка, всю его деятельность, всю его мысль в целом? Структурная особенность метафоры состоит в том, что для нее вообще невозможно подобрать одну единственную структуру. Метафорой может быть слово, выражение, текст, символ. Однако не внешним строением, а взаимодействием внутреннего и внешнего (содержания и формы) определяется сущность метафоры. По сути метафора является ситуативной, предметно или субъективно связанной трансформацией содержания нашей мысли в языковую форму и раскрывает свой потенциал там, где не действуют законы упрощенно-предметного "конкретного" выражения мысли. В этом противодействии между языковой формой и содержанием мысли рождается, существует и перерождается смысл метафоры, который берется нами за единицу анализа на всем протяжении онтогенетического исследования. Метафору же можно определить как форму, несущую свой скрытый смысл, который не соответствует ее прямому значению. Следовательно, метафора всегда будет выражать противоречие между содержанием мысли и языковой формой, а поэтому требует особой работы мысли во взаимодействии со словом. Как, когда, при каких условиях происходит постижение метафоры в онтогенезе, раскрытие условий социальной ситуации развития, приближающей, если это возможно, постижение метафоры - вот задача первостепенной важности.

Исследование велись нами в разных направлениях. Во-первых, нами были проведены разного рода констатирующие эксперименты, фиксирующие понимание детьми метафоры на разных этапах онтогенеза. Мы использовали специально разработанные нами методики, позволяющие, насколько это возможно, определить временные границы онтогенеза, в которых возможно постижение метафоры, а также выявить основные этапы метафоричности в детском возрасте.

Во-вторых, мы попытались в формирующем исследовании создать на разных этапах детской метафоричности такие условия деятельности, в которых возможно было бы развитие речи и мышления ребенка; поднять их на такой уровень, где стало бы возможным понимание метафоры, с одной стороны, и использование метафоры в качестве средства выражения мысли - с другой. Здесь же мы пытались отследить, способствует ли овладение метафорой качественно иному развитию речемыслительной деятельности ребенка. Иными словами, мы пытались создать такие условия, в которых было бы возможно приблизить овладение метафорой как средством развития языка и мысли.

Создать такие условия оказалось возможно в деятельности стихосложения, так как поэзия метафорична по самой своей сути, и кроме этого использование данного материала дает нам возможность проследить, насколько изменение языковой формы может повлиять на развитие мысли и, наоборот, как в связи с этим изменится понимание метафоры, поэтому именно она была выбрана нами для проведения формирующих экспериментов на различных возрастных этапах.