Вокал как форма продуктивной деятельности

Вымекаева Т. В.

Сургутский государственный университет

Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности. Данная работа направлена на рассмотрение второго аспекта данной деятельности.

Овладение вокальными средствами является формой продуктивной деятельности, в рамках которой развиваются с одной стороны возможности речевой коммуникации, с другой - все остальные составляющие целостного образа человека: движения, стиль, имидж, формы эмоциональных переживаний и проявлений. По-видимому, вокал является той синкретически первородной формой развития человека, отталкиваясь от которой необходимо пройти путь формирования внешней коммуникативной и внутренней интериоризованной речи, а также движения, являющегося ее первоосновой и необходимой составляющей. Следует отметить, что мы рассматриваем вокал не в узких рамках пения, а как необходимую составляющую речи, обычно называемую фазической. Необходимость работы над фазической стороной речи определяется, по нашему мнению, ее формирующим влиянием на семантическую часть, являющуюся более очевидной и разделенной в процессе коммуникации. Освоение и присвоение интонационных, ритмических, тембровых и артикуляционных средств с одной стороны расширяет и качественно обогащает возможности речевого взаимодействия, что является видимой, ощущаемой, определяемой стороной речевой деятельности, с другой стороны, изменяет всю психическую деятельность человека, что является более скрытым и трудно фиксируемым процессом.

Задача развития и формирования имиджа взрослых, профессионально сложившихся людей, необходимой составляющей которого является овладение вокальными средствами, привела к необходимости рассмотрения и формирования этих средств в детском возрасте. Поэтому исследование и разработку программы этого направления мы предполагаем вести в различных возрастных группах, что позволит учитывать качественное разнообразие и различные формы овладения этой деятельностью. Формирующая программа должна быть органично вплетена в ведущую деятельность каждого возрастного периода и отвечать задачам и формам этой деятельности.

Построение данной программы должно соответствовать принципам концепции поэтапного формирования П.Я. Гальперина, предполагающей этап материализованного действия в форме построения ориентировочной схемы артикуляционного, ритмического, тембрового и интонационного аспектов вокальной деятельности, этап внешнеречевого действия как первичной основы осмысления освоенных средств и этап перехода во внутреннюю автоматизированную, интериоризованную форму, являющуюся основой переструктурирования всех форм психической деятельности.

Таким образом, вырисовываются основные задачи нашего исследования:

  • диагностика исходного уровня использования вокальных средств;
  • формирование вокальных средств качественно изменяющих ориентировочную схему и структуру ведущей деятельности;
  • анализ влияния освоенных вокальных средств на развитие ведущей деятельности, коммуникативные возможности и переструктурирование психической деятельности.

Формирование и развитие вокальной деятельности в целом и фазической стороны речи в частности в определенной степени дает качественный скачок в развитии мышления, так как форма неразрывно связана с содержанием и взаимоопределяют друг друга. Очень важным является влияние развития этой деятельности на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности. Многие формы психических проблем и патологий, как мы предполагаем, возникают из невозможности самовыражения своих эмоциональных состояний и самореализации в них, связанной с отсутствием различных средств их проявления, проживания. Овладение средствами вокальной выразительности позволит в какой-то степени решить эту проблему, а также даст эффективный "инструментарий" расширения мировоззрения, познания окружающего мира и продуктивной деятельности в нем.