На главную страницу

Кто есть кто

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты
Эдвард Чейс Толмен

Эдвард Чейс Толмен

Родился; 14 апреля 1886, Вест Ньютон, Массачусетс, США; скончался: 19 ноября 1959, Беркли, Калифорния, США.

Интересы: экспериментальная психология, общая психология, психология личности и социальная психология, философия психологии и теоретическая психология.

Образование: бакалавр, Массачусетский технологический институт, 1911; магистр, Гарвардский университет, 1912; доктор, Гарвардский университет, 1915.

Профессиональная деятельность: преподаватель психологии Северо-Западного университета, 1915; преподаватель психологии Калифорнийского университета, 1918-20, старший преподаватель, 1920-2, доцент, 1923-8, профессор, 1928-54, заслуженный профессор в отставке, 1954; президент АРА, 1937; председатель Общества психологических исследований социальных проблем, 1940; почетный доктор наук Йельского университета, 1951, Университета Макгилл, 1954; почетный доктор права Калифорнийского университета, 1959.

Основные публикации

1920 Instinct and purpose. Psychological Review, 27, 217-233.

1922 A new formula for behaviorism. Psychological Review, 29, 44-53.

1923 A behavioristic account of the emotions. Psychological Review, 30, 217-227.

1925 Behaviorism and purpose. Journal of Philosophy, 22, 36-41.

1927, 1928 Habit formation and higher mental processes in animals. Psychological Bulletin, 24, 1-35; 25, 24-53.

1932 Purposive Behavior in Animals and Men. Century.

1935 The organism and the causal texture of the environment. Psychological Review, 42, 43-77 (with E. Brunswick).

1942 Drives towards War. Appleton-Century.

1948 Cognitive maps in rats and men. Psychological Review, 55, 189-208.

1951 A psychological model. In T. Parsons and E. A. Shils (eds). Toward a General Theory of Action. Harvard University Press.

1958 Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning. University of California Press.

Рекомендуемая литература

Smith L. D. (1986) Behaviorism and Logical Positivism: A Reassessment of the Alliance. Stanford University Press.

Still A. W. (1987) Tolman's perception. In A. P. Costall and A. W. Still (eds). Cognitive Psychology in Question. Harvester.

 

Эдвард Чейс Толмен родился в состоятельной либеральной семье квакеров и пацифистов. Он усвоил ее нравственные ценности, но точно так же, как брат, известный химик-теоретик, не унаследовал отцовского пристрастия к бизнесу. Толмен радовал свою семью, изучая в Массачусетском технологическом институте электроинженерное дело, но на последнем курсе он прочитал Principles of Psychology Уильяма Джеймса ив 1911 поступил в Гарвард на курс философии и психологии. Джеймс скончался незадолго перед этим, но его студенты Р. Б. Перри и Э. Б. Холт продолжали пропагандировать начатый им синтез философии и психологии. В воздухе витали идеи бихевиоризма, и Перри с Холтом пытались перевести функционализм Джеймса в бихевиористские термины. К тому времени, когда Толмен приступил к изучению психологии, сравнительную психологию преподавал Йеркс по учебнику Behavior (1914) Д. Б. Уотсона. Однако Мюнстерберг, настаивавший на том, что главным методом психологии является интроспекция, по-прежнему оставался влиятельной фигурой в Гарварде. Эксперименты, проводившиеся в его лаборатории, включая диссертационное исследование Толмена, посвященное влиянию запахов на запоминание бессмысленных слогов, осуществлялись на основании строго объективных измерений. Это расхождение между теорией и практикой было стерто Йерксом и Уотсоном, и вскоре Толмен встал на путь бихевиоризма Джеймса. В 1918 он перешел в Университет Беркли в Калифорнию и начал преподавать новый курс сравнительной психологии, который базировался на моделях Йеркса, и проводить исследования по обучению крыс в лабиринте.

Толмен привнес в бихевиоризм философию, отличавшуюся от атомизма типа стимул—реакция Уотсона. Уильям Джеймс критиковал атомистический взгляд на сознание и следовавший из этого постулат о том, что сознание и восприятие являются конструкциями "механической мастерской мозга". Он придерживался холистического взгляда, полагая, что сложные отношения могут восприниматься непосредственно, и эта точка зрения была развита Перри и Холтом. Другой взгляд, основанный на феноменологии Гуссерля и работах Кюльпе из Вюрцбурга, хотя и связанный с Джеймсом, исповедовали гештальт-психолога в Германии. Толмен посещал курсы Перри и Холта в Гарварде, а затем провел некоторое время с гештальт-психологом Куртом Коффкой, когда посещал Германию с целью изучения немецкого языка.

С точки зрения Толмена, немецкий язык обладал исключительной важностью. Английский был словно приспособлен для атомизма, воспринимающего все явления по отдельности, немецкий же с его готовыми неологизмами подтолкнул Толмена оценить по справедливости нередуцируемые зависимости, которые он наблюдал в поведении крыс. Несколько его собственных изобретений вошли в технический словарь: термины, описывающие окружающую среду, довлеющие над организмом, такие как manipulanda и disciminanda; такие как "ожидание", характеризующие состояние организма; и уж совсем тевтонские образования "готовность средств для цели" и "ожидание — гештальт-знака", описывающие реакцию организма на окружающую среду. Для Толмена эти описания определяли неатомистическое поведение, то, что Перри называл "поведением как поведение", а сам Толмен позднее упоминал как "молярный" подход, в отличие от более механистического "молекулярного", которому отдавали предпочтение такие атомистические бихевиористы, как Уотсон.

1920-е стали плодотворным периодом для Толмена: он вместе со своими студентами в Калифорнии начал публиковать результаты экспериментов в целях концептуального оформления своих взглядов и закрепления терминологии. Это были опыты по латентному научению, методу проб и ошибок, примененному к обучению крыс — все они бросали вызов S-R теориям, доминирующим после 1930. Толмен столкнулся с двойной проблемой. Во-первых, ему нужно было убедить коллег-бихевиористов в том, что его терминология являлась научной, а во-вторых, убедить менталистов типа Мак-Даугалла, что он в состоянии в полной мере оценить все сложности поведения. Он пытался определить их скорее аналитически, чем просто наглядно, и это открыло путь для Кларка Халла и его последователей с их механистическими и гипотетико-дедуктивными моделями. В ответ Толмен обратился к диаграммам, как методу представления своей теории, однако они выглядели слишком громоздкими, для того чтобы легко вписываться в его более ранние теории.

После 1930-х в теории научения стали доминировать S-R теории Халла и его коллег. Толмен оказался в оппозиции и лишился возможности заниматься пропагандой своей теории поведения. В 1940-х он вернулся к латентному научению, но его опыты по духу уже отличались от тех, которые он ставил двадцатью годами ранее. Они скорее были направлены против восторжествовавшей S-R теории, нежели отражали воодушевление новых прозрений.

Если Толмен и продолжал развивать свои взгляды на поведение, то теперь они были вписаны в гораздо более широкий психологический контекст. В 1930-х он работал с философом-контекстуалистом Стивеном Пеппером, и его продолжала привлекать немецкая психология. Он сотрудничал с Игоном Брунсвиком, и его более поздние концепции "пространства — поведения" и "ценностных матриц — веры" являются более объемными версиями "ожидание — гештальт-знаков" и "готовность средств для цели", носящими на себе отпечаток топологического мышления Курта Левина. Толмен обширно теоретизирует на эту тему в своей длинной главе в сборнике Toward a General Theory of Action (1951), который был выпущен факультетом социальных отношений Гарвардского университета под редакцией Тэлкотта Парсонса. В его творчестве все сильнее начинал проявляться наследственный радикализм. Его статья "Cognitive Maps in Rats and Men" стала не только собранием доказательств против S-R теории, но и страстным призывом уменьшить уровень фрустрации, ведущей к ненависти и нетерпимости, порождаемым узкими когнитивными схемами. Во время войны его оскорбленный пацифизм выразился в книге Drives towards War (1942). Он стал одним из основателей Общества психологических исследований социальных проблем и в эпоху маккартизма возглавил движение протеста против клятвы верности в Калифорнийском университете.

Ошибочно считать, что когнитивный поворот в теории научения, происшедший после 1960, стал возвращением к Толмену. Последние теории сознания, основанные на компьютерной технике, действительно пользуются такими терминами, как "ожидание" и "когнитивные карты", которые были введены Толменом, но по своему духу они ближе к механистическим теориям Халла, чем к концепциям взаимосвязанности Тол-мена. Он был великим психологом, однако ему не удалось в полной мере использовать свои открытия 1920-х в области теории поведения.

Артур Стилл


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты