На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Петухов В.В.
Программа курса «Психология личности»

Тема 1. Общая характеристика психологии и различие представлений о ее предмете.

Различные значения термина «психология». Общее представление о психике и сознании.

Из истории «донаучной» психологии. Общая и дифференциальная психология. Примеры описаний индивидуальных психологических различий и возможности их обобщения.

Психология и философия. Представления о душе в античной философии, их значение для современной психологии. Практическая и исследовательская психология.

Сравнительные особенности житейского и научного познания в психологии. Психология как естественно-научная и гуманитарная дисциплина. Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества.

Различие представлений о предмете психологии. Явления сознания как предмет экспериментального психологического исследования. Структура сознания, его свойства. Метод интроспекции, его возможности и ограничения.

Предмет и задачи психологии поведения. Проблема активности действующего субъекта в психологии.

Неосознаваемые процессы в поведении человека. Проблема бессознательного в психоанализе. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций.

Категория деятельности в психологии. Порождение и функционирование сознательных (психических) представлений в реальном процессе жизни людей. Принцип единства сознания и деятельности.

 

Тема 2. Общее представление о личности и ее развитии.

Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности. Человек и мир: природа, общество, культура. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Органические предпосылки становления и развития индивида. Социальная среда как необходимое условие развития личности. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм. Личность и индивидуальность.

Общее представление о развитии личности. Личность как социальный институт в традиционном (архаичном) обществе: личность как социальный институт. Возможность самостоятельного выбора социальных позиций и становление личности в современном обществе. Становление и развитие личности в онтогенезе. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности, личностный поступок. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Основные черты развития личности. Личность и культура.

Основные подходы к изучению индивидуальности (личности). Диагностика индивидуальных свойств человека: способности, темперамент, характер («Чем я отличаюсь от других?»). Внутренняя регуляция деятельности; эмоции и воля («Как управлять своим поведением?»). Анализ потребностно-мотивационной сферы: строение личности («Кто я есть?»). Проблемы развития личности: личностный рост («Есть ли я?»).

Тема 3. Индивидуальные особенности человека: способности , темперамент, характер.

Психология способностей. Определение способностей. Способности и их измерение. Общий интеллект. Умственный возраст и коэффициент интеллектуальности. Тесты на общий интеллект и специальные способности. Структура интеллекта. Интеллект и креативность. Развитие способностей. Способности и задатки. Способности и одаренность. Способности и развитие личности.

Темперамент и характер. Темперамент как формально динамическая сторона деятельности - врожденное свойство организма. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Характер и его формирование. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль.

Тема 4. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций и воли.

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и познание. Эмоции и мотивация. Эмоция как феномен. Эмоция как состояние: выражение и их физиологические корреляты. Эмоция как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций. Теория Джемса-Ланге, ее физиологический и психологический аспекты.

Эмоциональные состояния. Аффекты, их психологическая характеристика, диагностика аффективных следов. Стресс. Тревожность: ситуативный и индивидуальный (личностный) аспекты. Фрустрация и реакции на нее. Предметно-ситуативные эмоции. Чувства и развитие личности.

Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения. Эмоции и личность. Представление об эмоциях в различных видах психотерапии.

Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия.

Общая характеристика познавательной сферы личности. Когнитивная сложность и принятие решений. Когнитивный диссонанс.

Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.

Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия.

Общая характеристика познавательной сферы личности. Когнитивная сложность и принятие решений. Когнитивный диссонанс.

Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.

 

 

© Академия Практической Психологии
E-mail: [email protected]

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты