На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Арутюнян М.Ю.
Основные направления и принципы психокоррекции

Огромное разнообразие существующих видов нелекарственной психотерапии, развившихся к настоящему времени в самостоятельные направления, каждое - со своим особым видением целей, теоретической базы, методов и техник психокоррекционной работы, - делает почти невозможным разговор о психокоррекции "вообще", заставляет начинающих специалистов кидаться из крайности в крайность, нередко бездумно применяя ту или иную освоенную технику без связи с ее теоретическим обоснованием и историей. В рамках данного курса предпринимается попытка сопоставления некоторых основных видов психокоррекционной работы не с целью их углубленного постижения, а для того, чтобы продемонстрировать как их сильные стороны, так и ограниченность и отпечаток индивидуальности их создателей и адептов, во многом предопределяющий не только метод, но и теорию. Однако, можно попытаться выделить нечто общее в основе некоторых наиболее "уважаемых" видов психокоррекционной работы. Речь идет прежде всего о взаимодействии "терапевт - клиент", роли условий психотерапии в этом взаимодействии, использовании особенностей этого взаимодействия на благо клиента, в первую очередь, использовании психотерапевтом собственной личности как инструмента психокоррекции. Курс предполагает сопоставление понятий, присущих в большей или меньшей степени медицинской и немедицинской моделям психокоррекции, таких как "страдание" и "нарушение", "клиент" и "пациент", "симптом" и "проблема", "переживание" и "перенос" и т.п . В рамках данного курса предусмотрены так же разбор определенных клинических случаев и элементы тренинга, позволяющие слушателям конкретизировать - в том числе на личном опыте - некоторые важные представления из области теории психокоррекционной работы.

1. Определение психотерапии. Виды индивидуальной психотерапии. Модальности психотерапевтической работы. Психотерапия и психологическое консультирование. Общее и особенное в различных видах психокоррекционной работы. Что считать "психотерапевтичным"? Модели взаимодействия "терапевт - клиент" как "краеугольный камень" психокоррекции.

2. Условия психокоррекционной работы. Место, время, деньги - использование условий психокоррекционной работы в диагностических и терапевтических целях. Длительность приема, частота встреч терапевта и клиента, длительность работы - и их соответствие цели и методу психокоррекции.

3. Первая встреча с клиентом. Особенности контакта на первой сессии. Цели первой сессии (первых сессий). Представление о психологическом диагнозе, стратегии работы, гипотезы о прогнозе терапевтического взаимодействия. Диагностическое интервью: структурное интервью и механизмы защиты как диагностический инструмент; чувства психолога на приеме как основание для гипотезы о психологическом диагнозе. Психолог-консультант как "диспетчер", определяющий наиболее желательный вид психокоррекционной работы для данного клиента.

4. Правила ведения "классической" психотерапевтической сессии или консультации (нейтральность, следование за клиентом, конкретизация и т.п.) и почему им трудно следовать.

5. Элементы тренинга ведения консультации с разбором и комментарием возникающих ситуаций взаимодействия в системе "терапевт-клиент".


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты