На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Лосева В.К.Луньков А.И.
Введение в индивидуальное консультирование

Тема 1. Культурно- исторические предпосылки возникновения индивидуальной психологической помощи и консультирования как формы профессиональной деятельности

Кризис традиционного научного знания, медицины и образовательных систем, модернистские тенденции в традиционной религиозной жизни как предпосылки возникновения психотерапии, психологической помощи и консультирования. "Пересечения" форм деятельности психолога-консультанта, врача, педагога, священника, философа. Духовные, нравственные, эмоциональные, личностные и соматические проблемы как повод для обращения за психологической помощью.

Проблемы, возникающие "на границах" души и тела, духа и души, духа и тела как объекты психологической помощи.

Восстановление целостности индивидуальной жизни как цель психологической помощи.

Тема 2. Классификация концепций, моделей и форм психологической помощи и консультирования

Схема историко-логических связей основных концепций психологической помощи в ХХ столетии: преемственность и оппозиции.

Классификация моделей психологической помощи и консультирования и ее критерии: распределение ответственности, основной механизм воздействия, характер ожиданий пациента, ориентация на одну из сфер психики пациента.

Основные формы психологической помощи: индивидуальная психотерапия и консультирование, семейная терапия и консультирование, групповая психотерапия и тренинги.

"Границы" между психотерапией и консультированием как точки профессионального выбора, определяющего сценарий профессиональной жизни специалиста.

Тема 3. Этапы индивидуального психологического консультирования

Понятие проблемно-ориентированного консультирования и его оппозиция к личностно-ориентированному консультированию.

Этапы проблемно-ориентированного консультирования: заключение предварительного терапевтического соглашения, анализ запроса, жизненной ситуации и личной истории, анализ речи и невербального поведения, анализ симптома, сопротивления и переноса, формирование гипотезы и ее проверка, формулирование личной проблемы и совместная работа над ее решением, домашние задания, уточнение соглашения, формирование новой гипотезы и повтор цикла, переход пациента к аутодидактическому процессу.

Тема 4. Типы запросов пациента и способы их трансформации

Запросы конструктивные и неконструктивные. Запрос об информации.

Запрос о помощи и саморазвитии. Запрос о помощи в самопознании.

Запрос о трансформации. Запрос о снятии симптома.

Запрос с предельным обобщением. Манипулятивный запрос и способы его преобразования в конструктивный.

Тема 5. Построение диалога и анализ речи пациента

Способы установления первичного контакта с пациентом. Цели и способы задавания вопросов. Требования к конструированию вопроса. Психологический анализ речи пациента (глагольные формы, существительные, прилагательные, местоимения, наречия). Психологический анализ пауз. Конструирование вопросов к семантическим неточностям речи пациента. Определение ведущей репрезентативной системы пациента и присоединение к ней. Нарушения контакта и пути их устранения. Психологические игры и манипуляции при взаимодействии консультанта и консультируемого. Тестирование пациентом консультанта.

Тема 6. Построение гипотезы и ее проверка

Гипотеза как набор утверждений, устанавливающих связи между событиями жизни, психическими состояниями и переживаниями, поступками (симптомами) пациента. Гипотеза, предъявляемая пациентом, и гипотеза, конструируемая психологом-консультантом. Осознание возможностей выбора новых связей как средство выхода из проблемного цикла. Переобучение новым выборам в ходе выполнения домашних заданий.

Тема 7. Проективная графика в индивидуальном психологическом консультировании

Функции проективной графики в консультировании: организация диалога, сбор дополнительной информации для построения гипотезы, углубление самопознания пациента.

Методики "Рисунок семьи", "Рисунок переживаний", "Четыре персонажа", "План квартиры", "Шесть незаконченных изображений", "График жизни", "Оценка пятилетний интервалов".

Тема 8. Изучение жизненного пути в индивидуальном психологическом консультировании

Понятие о психологии жизненного пути. Способы анализа жизненного пути: возрастно-психологический, сценарийный, интроспективный, биографический. Понятие окаузограмме и личностно событийном анализе.

Жизненный цикл и типы личности по К.Г.Юнгу. Кризис середины жизни.

Стадии жизненного цикла по Э.Эриксону.

Четыре стадии развития брачно-семейных отношений.

Восемь типов человеческих проблем в китайской геомантии.

Четырнадцать законов-метафор жизненного пути и их использование в практике консультирования.

Литература

  1. Фейдимен, Фрейгер. Личность и личностный рост. М., Любое издание.
  2. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему. М., 1995.
  3. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.
  4. Кондрашенко, Донской. Общая психотерапия. Минск, Любое издание.
  5. Нельсон, Джоунс. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.
  6. Вайс. Как работает психотерапия. М., 1999.
  7. Вайсман. Путешествие в глубины сознания. М., 1998.
  8. Хьелл, Зиглер. Теории личности. СПб., 1998.

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты