На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Орлов А.Б.
Теоретические основы индивидуального психологического консультирования

Цели курса состоят в том, чтобы познакомить слушателей с теорией и методологией индивидуального психологического консультирования, а также с его конкретными разновидностями и предложить систему понятий и представлений, обеспечивающую более целостное видение практики индивидуального психологического консультирования.

Современная ситуация в данной области практической психологии характеризуется пестротой теоретических концепций и конкретных техник работы. Это обстоятельство делает весьма затруднительным систематическое изучение и практическое освоение данной области. Необходимость интеграции представлений о предмете курса требует включения в его содержание понятий из психологии личности. Такими ключевыми понятиями курса являются: "личность", "сущность", "персона", "тень", "лик", "персонализация", "персонификация", "транс-персональное общение" (см. Орлов, 1995), а также понятие триалога.

Триалог рассматривается, во-первых, как процессуальный эквивалент фундаментальной тройственной структуры человека - тело-душа-дух и ее интраперсональной репрезентации - тень-персона-лик. Во-вторых, триалог - это коммуникативная и аутокоммуникативная структура, включающая в себя не только горизонталь интерперсонального общения, но и вертикаль общения транс-персонального. В-третьих, триалог - это реальный феномен практики индивидуального психологического консультирования, задающийся системой общений между позициями "консультант". "консультируемый", "наблюдатель(и)". И, наконец, в-четвертых, триалог - это важнейшая и универсальная обучающая процедура (техника), представленная в практике индивидуального психологического консультирования, с одной стороны, как супервизорство процесса консультирования, а с другой, как практика работы в триадах консультант-кносультируемый-наблюдатель. В рамках данного курса триалог рассматривается во всех этих четырех значениях.

Курс включает в себя лекционные и практические занятия и состоит из следующих разделов:

  1. Введение: план и предмет курса (лекционные занятия).
  2. Основы теории и методологии индивидуального психологического консультирования (лекционные занятия)
  3. Процедура индивидуального психологического консультирования (лекционные и практические занятия).
  4. Основные психологические феномены, механизмы и эффекты индивидуального психологического консультирования (лекционные и практические занятия).
  5. Варианты индивидуального психологического консультирования (лекционные и практические занятия).

Краткое содержание курса

1. Введение: план и предмет курса

Знакомство. План курса и его обсуждение. Что такое индивидуального психологическое консультирование (ИПК). Краткое описание и исходные определение ИПК как разновидности активной психологической работы. Социальные процессы и области практики, формирующие объективные потребности в разработке проблем ИПК. Возможные основания для выделения видов ИПК. Многообразие частных форм ИПК как отражение различий в теоретических и методологических подходах: проблемоцентрированное и человекоцентрированное консультирование. ИПК и психотерапия: моменты тождества и различия.

2. Основы теории и методологии индивидуального психологического консультирования

З.Фрейд, К.Юнг, Л.Бинцвангер, Р.Мэй и К.Роджерс у истоков теории и практики ИПК. Психоаналитическая, юнгианская, экзистенцилистская и гуманистическая ориентация в ИПК. Консультант как врач-диагност, мудрец и фасилитатор. Модели консультируемого в ИПК (пациент, ученик, клиент). Отношение консультанта и консультируемого в различных ориентациях ИПК.

Соотношения диагностики и самодиагностики, понимания и самопонимания, воздействия и действия в ИПК. Установки психолога-консультанта. Этические аспекты ИПК (оплачиваемость, анонимность, безоценочность, клиентоцентрированность, делегирование ответственности консультируемому).

Теоретический контекст ИПК. Диалогическая модель ИПК. Основные понятия общепсихологической концепции личности и сущности человека ("личность", "сущность", "персона", "тень", "лик", "персоналиация", "персонификация", "транс-персональное общение"). Триалогическая модель ИПК. Внешняя и внутренние триады в ИПК и образующие их позиции: клиент, терапевт, наблюдатель.

3. Процедуры индивидуального психологического консультирования

Демонстрация ИПК и ее обсуждение.

Основные стадии ИПК (запись клиент на прием; первичный прием: знакомство с клиентом: начало беседы, исходный запрос, экспозиция проблемы, борьба с гипотезами, смена языка, переформулирование запроса; процесс консультирования: принятие и освоение позиции клиента, принятие и освоение позиции наблюдателя, принятие и освоение позиции терапевта; "домашние задания"; завершение консультирования; эволюция консультирования (индивидуальная, семейная и групповая психотерапия, работа с психологическим руководством). Временные рамки и длительность ИПК.

Стратегия и тактики работы психолога-консультанта. Психологический контакт в ИПК. Уровни психологического контакта в ИПК (вербальный, поведенческий, эмоциональный и семантический контакт). Каталог проявлений консультируемого в различных уровнях общения с консультантом: язык самонепринятия (вопросы, оценки, рассказы, комментарии, интерпретации, советы; многословность, рациональность, цикличность речи; маски и пантомимические зажимы; аффективные проявления; блокировка бессознательного). Каталог проявлений консультанта на различных уровнях общения с консультируемым: языки непринятия и принятия (вопросы, рассказы, комментарии, интерпретации, советы и паузы, реформулировки и метафоры, темпоритм речи; позы, мимика и дыхание; эмоции; смыслы). Технологические принципы ИПК (лаконичность речи и адаптивность языков консультанта, акцентирование эмоциональных переживаний консультируемого, акцентирование нового в опыте консультируемого, акцентирование терапевтических моментов в опыте консультируемого).

Основные требования к психологу-консультанту. Процедуры обучения ИПК (практическое освоение трех основных позиций: консультант, консультируемый, наблюдатель) в диалогическом, триалогическом и групповом контекстах. Варианты стандартов психотерапевтического обучения.

4. Основные психологические феномены, механизмы и эффекты индивидуального психологического консультирования

Психологическая проблема: феноменология и структура. Запрос клиента. Внешняя и внутренняя активность консультанта и консультируемого на различных уровнях психологического контакта и общения.

Механизм принятия. Условное и безусловное принятие. Динамика самовосприятия и самопринятия в ИПК. Симпатия, идентификация и эмпатия в ИПК. Конгруэнтность в ИПК.

Обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты ИПК. Психологическая зависимость и независимость консультируемого в ИПК. ИПК и проблема личностного роста. Демонстрационная консультативная беседа и ее обсуждение.

Практика работы в триаде и ее обсуждение.

5. Варианты индивидуального психологического консультирования: консультационная практика К.Роджерса, Н.Роджерс, А.Менегетти

Научная биография К.Роджерса. Директивный и недирективный подходы к построению психо-терапевтического (консультационного) процесса. Необходимые и достаточные условия конструктивных личностных изменений: безусловное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтность. Теория терапии, разработанная К.Роджерсом. Специфика клиенто-центрированного психотерапевтического процесса. Человекоцентрированный подход и "роджерианство". Основные техники (базовые навыки) клиенто-центрированной терапии: активное слушание, отражение переживаний. Представления К.Роджерса о значимости медицинской схемы "диагноз-лечение", феноменах переноса и контрпереноса, регламентированных техниках и упражнениях, открытой конфронтации и т.д. в процессе консультирования. "Дезадаптационные" эффекты и "элитарность" человекоцентрированного подхода. Человекоцентрированный подход как жизненная философия, его отношение к религии, идеологии, его социальная и культурная "ниши".

Демонстрационная консультативная беседа и ее обсуждение.

Научная биография Н.Роджерс. Экстенсивная парадигма развития человекоцентрированного подхода: многообразие языков самовыражения; арт-терапия и экспрессивная терапия; понятие "творческой связи". Демонстрационная консультативная беседа и ее обсуждение.

Научная биография А.Менегетти. Интенсивная парадигма развития человекоцентрированного подхода: онтопсихология и онтотерапия. Инстанции психологической структуры человека и их манифестация. Компоненты "семантического поля" человека. Язык образов и его интерпретация. Директивность и индирективность методов онтотерапии. Толкование сновидений и словарь образов. Типология интерпретаций образов сновидений. Принципы интерпретации сновидений. Техника предъявления интерпретаций образов сновидений в структуре терапевтического процесса. Образы сновидений и творческой фантазии. Имагогика и ее виды. Основные характеристики имагогического процесса и имагогической процедуры. Эффекты имагогических методов. Онтотерапевтическое интервью. Первичный прием. Основные клинические условия и правила проведения интервью. Психотерапевтический контакт. Формы партнерства с клиентом. Переформулирование исходной проблемы как самопредъявление. Интерпретация снов в структуре интервью. Динамика психотерапевтического процесса.

Демонстрационная консультативная беседа и ее обсуждение.

Литература (основная):

  1. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.
  2. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловоьевой. М., 1996, с.230-248.
  3. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.
  4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
  5. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.
  6. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловоьевой. М., 1996, с.334-364.
  7. Копьев А.Ф. К методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии, 1996, №4.
  8. Лабунская В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход. Ростов-на-Дону, 1986.
  9. Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. М., 1991.
  10. Менегетти А. Психология жизни. СПб., 1992.
  11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  12. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  13. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993, №4.
  14. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1990.
  15. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  16. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995, №1.
  17. Флоренская Т.А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии./ Под ред. Б.С.Братуся. М., 1995.
  18. Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии, 1993, №2.

Литература (дополнительная):

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  2. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  3. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // Логос, 1992, №3.
  4. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии, 1992, №3-4.
  5. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии// Вопросы психологии, 1988, №4.
  6. Гринсон Р.Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994.
  7. Калинина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. М., 1997.
  8. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь, 1995.
  9. Никифоров А.В. Терапевтическая антропология Л.Бинсвангера // Логос, 1992, №3.
  10. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. М., 1997.
  11. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.
  12. Шерток Л., Соссюр Р.. Рождение психоаналитика. М., 1991.
  13. Шостром Э. Антикарнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.
  14. Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995.
  15. Kirschenbaum H., Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers` reader. Boston, 1989.
  16. Meneghetti A. L`In Se dell`Uomo. Roma, 1981.
  17. Rogers N. The Creative Connection: Expressive Arts as Healing. Palo Alto, 1993.

Вопросы:

ИПК как разновидность активной психологической работы. Различные теоретические ориентации в ИПК. Возможные основания для выделения разновидностей ИПК. ИПК и психотерапия. Глубинная психология и ИПК. Экзистенциальная психология и ИПК. Гуманистическая психология и ИПК. Модели консультанта и консультируемого в ИПК. Этические проблемы в контексте ИПК. Установки психолога-консультанта. Диалогическая модель ИПЕ. Триалогическая модель ИПК. Основные стадии ИПК. Психологическая проблема и запрос. Первичный прием в ИПК. Характеристика процесса психологического консультирования. Психологический контакт в ИПК. Технологические принципы ИПК. Эмпатия в ИПК. Конгруэнтность в ИПК. Принятие в ИПК. Языки принятия и непринятия в ИПК. Отношение консультант-консультируемый в различных видах ИПК. Стратегия и тактики работы психолога-консультанта. Общая характеристика психологических феноменов ИПК. Общая характеристика психологических механизмов ИПК. Общая характеристика психологических эффектов ИПК. Основные требования к психологу-консультанту. Процедуры обучения ИПК. Сравнительный анализ различных вариантов ИПК. Директивный и недирективный подходы к построению консультационного процесса. Понятие "творческая связь". Интерпретация снов и имагогика в структуре онтотерапевтического интервью.


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты